Водомат, из-за которого в Екатеринбурге убило током 15-летнего подростка, был установлен незаконно. Хозяин частного дома на Омской, 21 разрешил собственнику подключить аппарат к своим электросетям. И теперь может понести за это наказание — как и компания, которой принадлежит устройство, уверены адвокаты.
Следователи уже возбудили уголовное дело по статье «Причинение смерти по неосторожности», но этим всё не ограничится, считает адвокат Сергей Колосовский. По его мнению, в случившемся могут усмотреть признаки 238-й статьи УК РФ — «Выполнение работ или оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности». Наказание — штраф от 100 до 500 тысяч рублей, принудительные работы или лишение свободы на срок до шести лет.
— Если усмотрят 238-ю, то все, кто каким-то образом содействовал, — они виноваты. Здесь разные формы соучастия, он [владелец дома, к которому подключили водомат], допустим, будет выглядеть пособником. То есть лицом, предоставившим средства. Он тоже виноват, — объяснил E1.RU Сергей Колосовский.
У адвоката Дмитрия Палтусова иная версия: степень вины каждого из участников будет установлена в зависимости от технической экспертизы.
— С одной стороны, есть вина хозяина дома, ведь собственнику принадлежит право владения, распоряжения и пользования своим имуществом, но это накладывает и обязанности: имущество должно быть безопасным для других, — рассказал адвокат Дмитрий Палтусов. — Необходима техническая экспертиза, которая покажет, что стало причиной трагедии, был ли неправильный монтаж. Может быть, монтаж был сделан правильно, а хозяин дома, когда огород вспахивал, эти провода куда-то перекинул, нарушил изоляцию.
«Пожалуй, могут и тому и другому вменить виновность, но по разным составам. По статье «Халатность», может быть»
Отметим, владелец водомата заявил, что его смонтировали за несколько часов до трагедии и причина случившегося может быть в неправильном подключении к электричеству.
Вполне возможно, что собственнику водомата не нужно было разрешение «Россетей» для его установки, тем не менее компания должна была оформить договор с владельцем дома, от которого прибор подключили к электричеству.
— Это прибор, у которого маленькое электрическое потребление, он включается в обычную сеть. Это всё равно что вы включили дома обогреватель, утюг или телевизор, — уверен адвокат Дмитрий Палтусов. — Особых разрешений не нужно было, но необходим некий договор между компанией и собственником. Здесь будет вопрос о правильности монтажа, кто проект разрабатывал и утверждал, потому что кто-то должен был изучить схемы подключения и так далее.
«Если там 220 вольт, то, чтоб убило ребенка, провода должны были лежать на влажной земле. Я ощущал удар тока на себе, это неприятно, но не смертельно»
— Он ногами должен был стоять, например, на чем-то влажном, чтобы тело стало проводником, чтобы разряд прошел через сердце, — сказал адвокат.
О доме на Омской, 21, недалеко от которого и погиб мальчик, мы уже рассказывали в наших материалах. Его называют домом-обрубком: несколько лет назад, когда многоэтажки только возводили, застройщик пытался выкупить у владельца это здание. Хозяин хотел договориться о более высокой цене, но ничего не получилось и собственник остался в своем домике, а вокруг его жилья выросли высотки.