Три года назад 64-летнюю рабочую завода Винору Денисову привезли в больницу Каменска-Уральского. Сотрудники скорой сказали, что женщина упала прямо на дороге, перед машинами, а их вызвал кто-то из проезжавших мимо водителей. Сама Винора Зайнулловна не могла связать двух слов — язык заплетался, с трудом стояла на ногах, объяснить, что произошло, была не в состоянии.
Врачи приемного покоя решили, что пожилая женщина пьяна, и отправили ее домой. Дело было в новогодние праздники, когда приемный покой переполнен нетрезвыми горожанами с разными травмами. Поэтому и с нашей героиней особо разбираться не стали. А вскоре ее снова привезли в ту же больницу на скорой, медиков опять вызвали прохожие. С трудом Винора Зайнулловна объяснила, что упала с моста. Врачи, уверенные, что женщина пьяна, снова отправили ее домой.
Винора Денисова тогда дозвонилась до сына, попросила ее забрать. Позже Виталий рассказывал нам, что мама действительно выглядела как человек, который много выпил. Но мужчина не мог понять, что произошло, ведь он сам довез маму до работы, и до проходной ей оставалось совсем немного: пройти через железнодорожный мост и пересечь дорогу по пешеходному переходу. Проблем с алкоголем у женщины никогда не было, и тут невероятное — напиться прямо перед сменой. Он тогда просто не знал, что несвязная речь, провалы в памяти и нарушение координации могут быть при инсульте или при травмах головного мозга.
Сын забрал маму домой. На следующее утро Винора Зайнулловна потеряла сознание. На этот раз женщину в больнице наконец обследовали. МРТ показала закрытую черепно-мозговую травму, ушиб головного мозга, кровоизлияние, закрытый перелом костей черепа, перелом одной из тазовых костей. Накануне Винору просто никто не стал осматривать, а гематомы и травмы были скрыты под одеждой. Женщину положили в больницу. Вспомнить, что случилось, она так и не могла. В первые дни на фоне травм у нее вообще было помутнение рассудка — Винора Зайнулловна пыталась уйти из больницы, медикам даже приходилось фиксировать ее и привязывать к кровати.
Позже психика у женщины восстановилась, но память так до конца и не вернулась. После случившегося Винора Денисова стала инвалидом, выйти на работу она больше не смогла.
Собственное расследование
Пока мама была в больнице, Виталий начал разбираться, что случилось. Нашел записи с камер видеонаблюдения у железной дороги, там четко было видно, что женщина шла по мосту и никуда не падала. Виталий знал, что первый раз скорая привезла мать с пешеходного перехода. Получается, травмы она получила именно там.
Два года назад мы тоже пытались разобраться в этой детективной истории. Вот что Виталий говорил нам тогда:
— В ГИБДД мне сказали: никакого ДТП не было, сама упала перед машиной. Как не было?! Человека искалечили, кто это сделал? Я сам стал выяснять, что случилось. Сумел достать видео с камер наблюдения из ближайшего магазина. Сам пешеходный переход туда не попадает. Но видно вот что: мама идет по тротуару к пешеходному переходу. Дальше видно, что горят фары. Машина остановилась, видимо, перед мамой.
«За рулем была девушка, сотрудникам ГИБДД она рассказала, что остановилась перед лежащим человеком»
Но тогда кто же сбил? На той же записи видно, как перед этим буквально за несколько секунд проехала еще одна машина. У нее горела всего одна фара. Проехала и остановилась. Видно, как из нее выскакивает и бежит к месту происшествия водитель.
Виталий сам нашел этого водителя: 22-летний слесарь местного предприятия уверял, что ничего не видел, а остановился, потому что хотел зайти в магазин. Что-то определить по повреждениям на его машине было невозможно.
Тогда мужчина обратился к юристу из Каменска-Уральского Юлии Майоровой. Они были одноклассниками, и Юлия знала Винору Зайнулловну, поэтому тоже рвалась докопаться до истины.
Они нашли других свидетелей — покупателей магазина напротив перехода. Как именно нашли — отдельная история в этом детективе, которую нас попросили не рассказывать. Люди сообщили, что самого происшествия не видели, лишь слышали хлопок, характерный для ДТП, подбежали к дороге, увидели лежащую женщину, вокруг нее бегала девушка — водитель первой машины. Та плакала и кричала: «Меня посадят», потом подбежал водитель машины с одной фарой.
Свидетели заверили, что готовы, если нужно, дать показания в суде. Но никаких прямых доказательств против кого-либо до сих пор не было. Лишь косвенные — может, девушка испугалась, что ее обвинят в аварии. Полиция тогда отказалась признавать факт ДТП, хотя судебно-медицинская экспертиза показала, что подобные травмы характерны именно для ДТП.
Мы сами тогда созванивались с водителями этих двух машин.
— Я заметила лежащего на дороге человека и остановилась, чтобы помочь, — рассказала нам девушка Ольга, водитель одного из автомобилей. — Женщина лежала на средней полосе, я ехала по левой. Что случилось с женщиной до этого, почему она упала, я не видела. Мою машину осмотрели сотрудники ГИБДД, сфотографировали — никаких повреждений не зафиксировали.
Ольга разговаривала с нами спокойно и доброжелательно, сочувствовала женщине. А второй водитель просто бросил трубку и больше на звонки не отвечал. «Наверняка это он: разговоров избегает, бампера нет, поэтому и повреждений от удара доказать невозможно», — подумали мы тогда.
«Пожалел плачущую девушку»
Правда раскрылась спустя три года. Ее рассказал водитель того самого «одноглазого» авто. Юрист Юлия Майорова встретилась с ним случайно по рабочему поводу и напомнила о той странной истории.
— По его реакции почувствовала: он знает правду, — рассказала E1.RU Юлия Майорова. — Разговор был долгий. Я сказала, что мы всё равно не успокоимся, что суд обязательно будет и мы привлечем именно его как ответчика. Взывала и к совести: представьте, что это была бы ваша мама или другой родной человек. Успокоила, что ему ничего не грозит за сокрытие.
«И он рассказал правду — что пожалел плачущую девушку и решил помочь. В патрульной машине они оба дали одинаковые показания, что женщина упала сама»
Других свидетелей полиция опрашивать не стала. Еще рассказал, как та девушка с мужем приезжали к нему позже, отблагодарили коньяком. А он рекомендовал провести ремонт решетки поврежденного радиатора — там все-таки была трещина. При осмотре машины гаишники ее не заметили. И сами мы не увидели повреждений на фото, у этого автомобиля очень специфичная решетка.
А через некоторое время после «чистосердечной» беседы к юристу попала аудиозапись разговора двух этих водителей. На нем та самая девушка четко говорит, что это она сбила Винору Зайнулловну (запись есть в распоряжении редакции).
Суд и наказание
Но к моменту, когда вскрылась правда, истекли все сроки по привлечению виновной к ответственности.
— На наш взгляд, это произошло в связи с бездействием сотрудников МВД Каменска-Уральского, которые первоначально прекратили производство по данному материалу, не усмотрев признаков ДТП. Вот так из-за бездействия должностных лиц избегают ответственности виновные в причинении вреда люди, — сказала юрист.
Впрочем, наказание для водителя, покалечившего Винору Зайнулловну, в любом случае не было бы суровым. Ей грозило привлечение лишь к административной ответственности за причинение вреда здоровью средней тяжести — штраф или лишение прав. Эксперты пришли к выводу, что причина инвалидности — заболевание сосудов головного мозга, а травмы спровоцировали прогресс болезни и последующую инвалидность.
— Но и при тяжком вреде здоровью и уголовной статье никакого реального срока она бы не получила: первичное нарушение, положительные характеристики, несовершеннолетний ребенок — суд бы всё это учел, — объяснила Юлия Майорова. — Но она этого не знала. Покалечив человека, врала три года. Если бы честно рассказала обо всем сразу, Виноре Зайнулловне сразу бы оказали помощь в больнице.
«А тут бедную женщину выставили пьяной, и она с проломленным черепом оказалась на улице в мороз»
Слава богу, что осталась жива. Вот и смотрите: с одной стороны, вы рискуете штрафом и временным лишением прав, с другой — на весах, возможно, жизнь человека. Подумайте после этой истории, что бы выбрали вы.
Несмотря на то что административной ответственности виновница избежала, по компенсации морального вреда сроков давности нет. Виталий подал гражданский иск в суд, требуя взыскать с водителя 800 тысяч рублей. Суду представили аудиозапись разговора, второй водитель выступил свидетелем.
Девушка перед покалеченной женщиной так и не извинилась. В суд приезжал ее адвокат, он настаивал на ее непричастности к аварии.
В итоге судья, изучив все материалы и доказательства, которые добыли сын с юристом, установил факт ДТП и вынес решение взыскать с виновного водителя 250 тысяч рублей.
— Я очень рада, что эта история закончилась, что виновное лицо установлено, пусть в гражданском процессе, для нас это было принципиально, — отметила Юлия Майорова. — Если решение суда будет обжаловано, мы в свою очередь также будем обжаловать размер компенсации.
Кстати, была наказана и больница — за то, что врачи вовремя не оказали помощь. По решению суда пострадавшей женщине выплатили компенсацию в 70 тысяч рублей.
Обновлено.
После публикации ГИБДД Свердловской области прокомментировала этот случай.
— Госавтоинспекция основывается на первоначальных данных всех участников ДТП. Окончательную вину и событие произошедшего определяет суд. При поступлении материалов из суда данный факт будет оформлен как ДТП с участием пострадавшего, — отметили в ведомстве, добавив также, что обвинение сотрудников полиции в неадекватном реагировании не соответствует действительности.
Мы подробно рассказывали про судебный процесс по делу о ДТП с падением 16-тонной гусеницы крана. А недавно писали, как 16-летний подросток встал на ноги после года комы, его также сбил водитель на пешеходном переходе. Несмотря на тяжкий вред здоровью, виновник остался на свободе.