Ровно 30 лет назад, 9 мая 1993 года, в Нижнем Тагиле разбился спортивный самолет Як-52. Он рухнул на толпу зрителей, которые пришли в центр города посмотреть на праздничное авиашоу. 19 человек погибли, в том числе и два члена экипажа, 37 — получили травмы, многие пострадавшие на всю жизнь остались инвалидами. Рассказываем историю этой авиакатастрофы.
«Самолет кувыркался, разрубая и давя живых людей»
В тот день Нижний Тагил отмечал 48-ю годовщину победы в Великой Отечественной. К обеду в городе уже прошел праздничный митинг и традиционная легкоатлетическая эстафета. Но главное шоу было еще впереди — все ждали показательных полетов местного авиаклуба. Спортивные «Яки» должны были продемонстрировать фигуры пилотажа над акваторией городского пруда. Но полетели над головами зрителей.
— Я живу рядом с площадью и в тот момент был дома. Самолеты летали очень низко, я как-то сразу даже страх испытал. Небольшое, как мне показалось, воздушное хулиганство, они явно выкаблучивались друг перед другом и зрителями, — вспоминает тагильский историк Сергей Пудовкин. — И тут услышал, как под окнами дети кричат: «Самолет упал, самолет упал». Картина была страшная. «Як» лежал посреди Театральной площади, в нем останки летчика.
Сначала три самолета исполняли в небе трюки вместе, а потом начались индивидуальные выступления. Последним к ним приступил Як-52 с бортовым номером 135. Им управлял 32-летний летчик — инструктор Александр Данилов. Он должен был показать в воздухе «бочку» на запредельно низкой высоте (самолет поворачивается вокруг своей горизонтальной оси на 360 градусов. — Прим. ред.). Но борт зацепился за дерево, коснулся крыши общественного туалета и направился прямо в толпу.
— Просто оборачиваюсь — и самолет летит прямо на меня. Он кувыркался, разрубая и давя живых людей, я начал бежать в сторону памятника по клумбам, — вспоминает тагильчанин Дмитрий Пивоваров, которому тогда было 10 лет. — Когда всё уже случилось, самой страшной картиной была вырывающая свои волосы мать над раздавленной коляской с ее ребенком. Люди без рук и ног, просто разрубленные тела. Я ходил как в бреду. Двигатель самолета вырвало, он улетел аж к трибунам, прокладывая дорожку из своих жертв.
Погибшие и пострадавшие
Семья Затонских в тот день ушла на парад в полном составе: мама, папа и трое детей. Назад вернулись только двое: 10-летний Антон, 13-летняя Аня и их отец Владимир Ильич погибли. Выжила мама Раиса и средний сын Андрей.
— Они стояли на площади, даже понять ничего не смогли, очухались, уже когда лежали на земле. Раиса на 22 года пережила детей, она умерла в 2015-м. День Победы мы никогда не праздновали, ездили на могилу, прибирались, старались вообще избегать массовых мероприятий, — рассказал Юрий, второй муж Раисы Затонской. — Она до конца дней вспоминала их. Особенно детей. Говорила: «Никто мне их не вернет».
Татьяна Трухнина была на Театральной площади с 11-летней дочкой и трехлетним сыном. Маша погибла под обломками самолета, а Матвей на всю жизнь остался инвалидом. Мальчика придавило телами погибших. И, возможно, это спасло ему жизнь.
— Я не видела ничего, заметила, что огонь движется сверху. И больше ничего не помню. Я очнулась, когда всё было тихо на площади. И я просто искала своих детей.
«Матвея я нашла под трупами. А Машу на середине площади — мертвой, ее отбросило туда»
Сын после этого два месяца лежал в коме. Ему делали трепанацию черепа, очень сильная черепно-мозговая травма, врачи говорили: «Готовьте второй гроб, он жить не будет». Но мы его вымолили, весь город ставил за него свечки, — рассказала Татьяна Трухнина.
Сейчас 33-летнего мужчину мучают приступы эпилепсии. Помимо травмы головы у него была сломана правая нога. Чтобы ее спасти, семье пришлось ехать на операцию в Германию.
— Москва отказалась нас оперировать. Нам администрация города оплатила две операции за границей, — вспоминает Татьяна. — Виновным официально признан авиаклуб, но они всё время были на грани банкротства, а у нас не было времени ждать от них денег. Компенсацию мы получили какую-то потом, она тоже ушла на лечение.
Жертв могло быть больше
Восемь из девятнадцати погибших в этой авиакатастрофе — дети. Но жертв могло быть гораздо больше. В драматическом театре, который находится как раз на площади, к началу авиашоу должен был закончиться спектакль «Королевство кривых зеркал». Но постановку задержали из-за проблем со сценическим оборудованием.
В зале сидели десятки малышей и школьников с родителями. Зрители страшно переживали, что опоздают на пролет «Яков». И только на выходе осознали цену этих десяти минут.
— Когда мы вышли из театра, еще не было оцепления, и люди в панике разбегались. Видимо, из-за стрессовой ситуации мама потащила меня прямо через площадь, — вспоминает Дмитрий Зимин, его папа в тот день играл в спектакле, а он был среди зрителей. — Несмотря на юный возраст, я хорошо запомнил, как проходил мимо изуродованных тел. Также отчетливо запомнил стоящую или лежащую отдельно ногу ребенка. Потому что на ней была надета маленькая сандалия.
Суд и приговор
Следствие установило, что причиной катастрофы стало грубое нарушение полетного задания. Руководитель авиаспортклуба самовольно перенес праздничную программу полетов с акватории на Театральную площадь и снизил запланированную высоту полета до 100 метров, фактически пилоты летали еще ниже.
Во время процесса выяснилось, что тагильский авиаклуб был крайне ограничен в финансировании, и именно поэтому пилоты решились на экстремальное шоу — хотели привлечь к себе внимание. Впрочем, споры вокруг официальной версии крушения Як-52 не утихают и спустя 30 лет.
— Была какая-то неисправность самолета, я была там и всё видела, — считает командир парашютного звена Нижнетагильского авиаспортивного клуба Нина Безрукова, которая в тот день находилась на параде. — Когда первый самолет пролетел, потом второй, я не знаю, почему я посмотрела на пруд, и мне показалось, что третий борт летит неустойчиво. С крыла на крыло качается, как будто он теряет высоту. И я еще сказала: «Что это с ним?» И всё это мгновенно произошло.
Суд признал руководителя клуба виновным и приговорил его к шести годам колонии-поселения. Выйдя на свободу, Федор Бушма вернулся в этот же авиаклуб, но уже инструктором. Сейчас его нет в живых — он скончался от тяжелой болезни.
— Я знаю, что он уже умер, слышала, что онкология. Зато у него дети живы. И здоровы. А у меня нет, а это самое страшное, — сквозь слезы говорит потерявшая дочь Татьяна Трухнина.
«Наташе могло бы быть 41»
Мама Наташи Шмаковой часто думает, какой бы выросла ее дочь. Отличница, художница, красавица — она пачками получала благодарственные письма и грамоты в школе. 9 мая 1993-го на площадь ее уговорила пойти подружка. Наташа даже родителей предупредить не успела. Поэтому, узнав о крушении самолета, они запаниковали не сразу, а лишь когда увидели списки с описанием погибших. Их девочка была под номером восемь.
— Не было еще имен известно. Там был примерный возраст и список одежды. А у нее куртка была такая приметная — зелено-бело-красная. И как раз в апреле она у меня выпросила джинсы такие с бархатом, клеш, — вспоминает Софья Шмакова, мама погибшей школьницы. — Когда нам выплатили компенсацию, я раздала деньги племянницам. Чтобы они купили что-то для себя. Они девчонки, такие же как Наташка. Я хотела, чтобы они потратили их так, как могла бы потратить она. И оставили себе что-то на память о ней.
В доме на видном месте висит Наташина фотография. Софья рассказывает о ней своим внукам — детям старшего сына.
— Я смотрю на них иногда и думаю, Господи, еще и Наташкины были бы такие же, самая младшая внучка характером очень на нее похожа, — говорит Софья. — Наташа была очень доброй. Любой мелочовке радовалась от души. И всегда так по-взрослому она рассуждала в свои 11 лет, была не по годам мудрая. Как будто очень торопилась жить. Сейчас Наташе могло бы быть 41.
Каждый год родственники погибших снова собираются на Театральной площади, чтобы возложить цветы к памятнику жертвам авиакатастрофы. Его установили на месте крушения самолета.
Ранее E1.RU писал про другие авиакатастрофы, произошедшие в Свердловской области. Осенью 1978 года в Свердловске разбился самолет Як-40. Он провел в небе всего несколько минут и на полной скорости врезался в склон холма, 38 человек погибли.
В марте 1961 года Ту-104 упал на берег Нижне-Исетского пруда, в июле того же года в Нижнесергинском районе разбился Ил-14 (у самолета прямо в небе закончилось топливо), в 1967 году потерпел крушение Ил-18. В 1973 году в районе поселка Рудного упал Ту-104, в воздухе он провел всего три минуты.