13 января 1990 года в трех километрах от Первоуральска потерпел катастрофу пассажирский Ту-134. В результате жесткой посадки погибли 27 человек, еще 44 получили ранения. Самолет летел из Тюмени в Волгоград через Уфу, в небе над Свердловской областью на борту начался пожар. Единственным спасением оказалась вынужденная посадка на заснеженное поле. Рассказываем историю этой авиакатастрофы, в которой нашлось место трагедии и любви.
«Когда мы ехали к месту аварии, не рассчитывали, что кто-то остался жив»
— Я шел во вторую смену на работу и вдруг услышал сильный гул. Гляжу — самолет совсем низко летит, и как-то странно накренившись. Только проводил его взглядом, как тут же потерял из виду. А вскоре увидел впереди воздушный белый столб и бегом побежал звонить, — описывал увиденное газете «Уральский рабочий» сотрудник Первоуральского завода В. Колясников. Именно после его звонка в милицию на место авиакатастрофы отправились машины скорой помощи, пожарные и военные.
Еще до катастрофы пожарным поступил сигнал о готовящейся аварийной посадке в Кольцово. Они уже ехали в аэропорт, когда стало известно, что до него самолет не дотянул. Тогда машины развернулись и помчались в сторону Первоуральска.
Перед занесенным снегом полем машины встали, проехать по нему было невозможно. Дорогу начали расчищать бульдозеры, а пожарные побежали к лайнеру. Людей находили в снегу и внутри искореженного фюзеляжа, относить их к дороге помогали подоспевшие местные жители. В тот день стоял мороз, но холода никто не замечал.
Пожара на месте аварии уже не было, только дымилось багажное отделение.
— Первое ощущение от увиденного — будто попали на вторую Сортировку, — говорил журналистам начальник отдела гражданской обороны управления пожарной охраны Ю. Н. Кулев, имея в виду взрыв железнодорожного состава на станции Свердловск-Сортировочный 4 октября 1988 года. — Только там было всё ясно: есть огонь, а он наша стихия, и мы знаем, как с ним бороться. А тут случай для нас неординарный.
«Пожара нет, а тяжеленная махина лежит перед тобой, придавив людей, и ты чувствуешь горькое бессилие от того, что ничего не можешь сделать»
Среди выживших были и пассажиры с тяжелыми травмами, и те, кто отделался царапинами. Врач реанимационной бригады скорой помощи Виктор Шпаков рассказывал, что медики четыре часа вытаскивали пострадавших из-под обломков.
— Когда мы ехали к месту аварии, то, честно говоря, не рассчитывали, что кто-то из пассажиров Ту-134 остался жив, — признавался он.
Но живых оказалось 44 человека, погибших — 27. «Уральский рабочий» вспоминал такую историю: когда почти все пассажиры были найдены, кто-то предложил исправить смятый фюзеляж бульдозером. Врачи вовремя остановили технику. В металлической складке корпуса лежал полуторагодовалый мальчик. Малыш чудом остался жив и совсем не пострадал, если не считать синяка и царапины.
Пострадавших отвезли в больницы Свердловска и Первоуральска. Горожане сдали для них 200 литров крови, медикаменты присылали со всего региона, деньгами помогал «Красный Крест». Кого-то выписали через несколько дней, кому-то предстояло долгое лечение.
«Становилось трудно дышать, но пламени не было»
Ту-134 авиакомпании «Аэрофлот» вылетел из Тюмени в 14:24 местного времени. На борту находились 65 пассажиров и 6 членов экипажа. Самолету к тому моменту было почти 18 лет, он налетал 30 755 часов. Экипаж волгоградского авиаотряда состоял из командира воздушного судна (КВС) Владимира Дунаева, второго пилота Александра Слепцова, штурмана Георгия Шилинкова, бортмеханика Александра Лукьянова, бортпроводниц Любови Мотаревой и Натальи Бобровских.
После вылета из аэропорта Рощино борт занял эшелон 10 650 метров. В 14:45 сработала сигнализация о пожаре в заднем багажном отделении. Бортмеханик надел дымозащитную маску, взял огнетушитель и направился осматривать багажный отсек. В нем действительно бушевал огонь, но определить источник и ликвидировать его Александр Лукьянов не сумел.
В 14:48 сработала сигнализация о пожаре во вспомогательной силовой установке (ВСУ). Пилоты связались с диспетчером, сообщили о пожаре на борту и запросили экстренное снижение и посадку в Кольцово. Получив разрешение, экипаж приступил к снижению. Небо над областью было затянуто облаками, шел снег.
В 14:54 пилоты связались с диспетчером и сообщили о пожаре в обоих двигателях. На тот момент самолет находился на высоте 1800 метров. Экипаж отключил правый двигатель, через 11 секунд из-за отказа оборудования перестали работать авиагоризонты, помогающие определять положение в небе. Следом начали отказывать навигационные приборы.
Понимая, что до Кольцово не дотянуть, пилоты приняли решение об аварийной посадке. В 14:56 Ту-134 с выпущенным шасси и убранными закрылками приземлился на заснеженное поле в 49 километрах от аэропорта и 3 километрах от Первоуральска. Все три стойки шасси «зарылись» в снег и сломались. Промчавшись 148 метров, самолет оторвался от земли, пролетел 104 метра и снова рухнул, через 44 метра поднялся, пролетел еще 180 метров и упал в третий раз, врезавшись в стационарную систему орошения.
От удара оторвалась правая плоскость крыла, а подъемная сила левой плоскости перевернула самолет. Он проскользил на «спине» еще несколько сотен метров и врезался в деревья. Ту-134 остановился в 1028 метрах от места первого касания земли.
— Мы видели дым, становилось трудно дышать, но пламени не было, — рассказывал «Уральскому рабочему» 26-летний Артур Латыпов, пассажир самолета. — Паники в салоне не было. Экипаж и бортпроводницы вели себя спокойно, в их действиях чувствовалась слаженность. Считаю, что командир самолета принял правильное решение о посадке самолета, иначе мы бы все задохнулись. А так большинство спаслось.
Причины авиакатастрофы
Как выяснила комиссия по расследованию авиакатастрофы, пожар в заднем багажном отсеке начался еще во время набора высоты из-за короткого замыкания, вызванного нарушением изоляции. Огонь начал разрушать провода, из-за чего одна за другой выходили из строя системы самолета, прекратилась работа бортовых самописцев. По той же причине произошло ложное срабатывание сигнализации о пожаре ВСУ и двух двигателей. На самом деле они были исправны, признаков воспламенения эксперты не нашли.
В авиакатастрофе погибли 23 пассажира и 4 члена экипажа: КВС Владимир Дунаев, второй пилот Александр Слепцов, штурман Георгий Шилинков и бортпроводница Любовь Мотарева. Спустя 14 лет дочь выжившей стюардессы Натальи Бобровских погибла при теракте в самолете Ту-134 в небе над Тульской областью.
«Очнулся, понял, что под снегом лежу»
Настоящими героями в те дни стали простые жители Первоуральска. Они побежали на поле и помогали переносить раненых в машины, а потом навещали и выхаживали их в больнице. Семнадцатилетнего курсанта из Волжского Николая Кубрина буквально спасла свердловчанка Любовь Редькина.
— Я очнулся, понял, что под снегом лежу, ноги по колено над снегом были, по ощущениям, перед лицом корка ледяная — надышал, — вспоминал он в интервью ОТВ. — Попробовал вылезти, не получилось, думаю: что делать? Уверенность была, что спасут.
Николая вытащили из-под снега и посчитали мертвым. Любовь Редькина увидела его рядом с телами погибших у дороги.
— Показалось, что у него розовое лицо, я взяла, ладошкой лоб посмотрела, а лоб теплый оказался. Я давай кричать: люди, люди, давайте [его] унесем в машину!
Жительница Первоуральска Галина работала в гостинице, в тот день ее попросили задержаться на смене, чтобы помочь с размещением семей погибших и пострадавших пассажиров. После того как все заселились, женщина отправилась в местную больницу. Там она познакомилась с бортмехаником аварийного Ту-134 Александром Лукьяновым.
— Он сначала везде со мной ходил, если видел, где красные и зеленые кнопки, то нажимал их, думал, что всё еще в самолете находится. Потом, когда ему стало лучше, он просил меня всегда его первым в больнице навещать, — рассказывала Галина «Комсомольской правде».
За два месяца до авиакатастрофы у нее было видение, что в городе упадет самолет и она выйдет замуж за пилота. Так и получилось. Между Александром и Галиной завязалась дружба, появились чувства. Бортмеханик оставил семью в Волгограде и переехал к любимой в Первоуральск, у них родилась дочь. С авиацией он закончил, устроился работать на новотрубный завод и занялся хозяйством. А те несколько минут — от срабатывания сигнализации о пожаре до того, как очнулся в больнице, — он совсем не помнит.
На месте трагедии установлен памятник, к которому каждый год 13 января приезжают жители Первоуральска и выжившие в авиакатастрофе пассажиры.
Ранее E1.RU писал про другие авиакатастрофы, произошедшие в Свердловской области. В марте 1961 года Ту-104 упал на берег Нижне-Исетского пруда, в июле того же года в Нижнесергинском районе разбился Ил-14 (у самолета прямо в небе закончилось топливо), в 1967 году потерпел крушение Ил-18. В 1973 году в районе поселка Рудного упал Ту-104, в воздухе он провел всего три минуты, а в 1978-м Як-40 врезался в холм вскоре после вылета из Кольцово.