25 апреля сразу в нескольких населенных пунктах Свердловской области из-за сухой и ветреной погоды разгорелись крупные пожары. В самом бедственном положении оказалась Сосьва (поселок городского типа в 450 км от Екатеринбурга). Там пришлось ввести режим ЧС. В поселке сгорела сотня домов, погиб один человек. Свердловские пожарные всю ночь боролись с огнем и до сих пор продолжают тушить поселок.
В разгар пожара в редакцию E1.RU поступало много звонков из охваченной пламенем Сосьвы. Люди были в растерянности от непонимания, как помочь близким, которые оказались в западне. Местные жители жаловались, что на месте ЧП работает очень мало техники, которая не справляется со стихией.
Уральцы спрашивали, почему МЧС не направляет на место ЧП подмогу и почему огонь тушат так медленно.
Анонимный сотрудник МЧС объяснил, почему так происходит. Далее мы публикуем его ответ от первого лица:
«К ликвидации пожара привлекли 120 человек и 33 единицы техники, в том числе два пожарных поезда, вертолет МЧС России и Росгвардии. Это мало? Ну, смотрите.
Во-первых, район удаленный. Подразделений именно МЧС России там вообще нет. Есть подразделения противопожарной службы Свердловской области и ГУФСИН. Естественно, когда ситуация начала выходить из-под контроля, туда выдвинулась незамедлительно федеральная группировка, но дорога занимает время.
Во-вторых, очевидцы не всегда в полной мере понимают тактику действия пожарных. Да, страшно, когда горит твой дом, да, хочется, чтобы его потушили скорее, но основные действия пожарных на первом этапе должны быть направлены на локализацию, то есть на недопущение дальнейшего распространения огня.
«Таким образом, большая часть сил и средств сначала находится на границе сгоревшего/несгоревшего, а не там, где уже полыхает в полный рост»
Кстати, некоторые действия пожарных по локализации огня могут для стороннего наблюдателя показаться вообще актами бессмысленного вандализма. Например, пожарные могут начать ломать заборы. Зачем? Потому что огонь может распространяться и по ним. Сломал забор — спас двор.
В-третьих, не факт, что рядом с местом активного горения вы увидите технику в принципе. Основной тип пожарных автомобилей — это пожарные автоцистерны, необходимые для доставки и подачи воды к месту пожара. Для этого они должны быть как можно ближе к источнику воды. К месту пожара воду перекачивают по магистралям из пожарных рукавов, длина магистралей может достигать как 50–100 метров, так и несколько километров. Либо же автоцистерны исчерпывают запас воды (в среднем это 3 тонны, его хватает на 5–10 минут работы) и едут заправляться, чтобы вернуться.
Именно по этим причинам ни один очевидец никогда не сможет увидеть всю огромную группировку, задействованную при тушении. Это не лобовая атака мотострелковых войск с криками: «Ура, за Родину!», где на «противника» наступают все и сразу. Тактика тушения в принципе предполагает иной подход.
Почему «так медленно», почему «не справляется»? Сложилась масса негативных факторов. Начиная от сухой и ветреной погоды, заканчивая удаленностью водоисточника — реки Сосьвы, от которой спасателям пришлось тянуть ту самую магистральную линию протяженностью два километра. Кроме того, компетентным органам еще предстоит выяснить, в каком состоянии находилась территория мест общего пользования и приусадебных участков в поселке. Не исключено, что быстрому распространению огня способствовало большое количество неубранного сухостоя.
Напомним, крупные пожары произошли также в поселках Прогресс под Первоуральском, Таежном рядом с Верхотурьем, Первомайском под Сысертью, Карпинске, Висиме и ряде других населенных пунктов. За хронологией трагических событий мы следим в нашей онлайн-трансляции. Все новости по теме можно прочитать в специальном разделе.