7 октября 1978 года в Свердловске разбился самолет Як-40. Он вылетел из аэропорта Кольцово в Казахскую ССР, но провел в небе всего несколько минут и на полной скорости врезался в склон холма. Погибли 38 человек — 34 пассажира и 4 члена экипажа. Рассказываем историю этой авиакатастрофы.
«Отец пилил деревья и снимал тела»
Падения самолета жители города не видели, всё произошло в лесном массиве в районе Нижне-Исетского кладбища. Отец екатеринбуржца Сергея Бабушкина в семидесятые годы работал лесником. Территория, где разбился Як-40, была частью его «владений».
— После авиакатастрофы отец там пилил деревья и снимал тела. Я тоже позже был в том месте, — рассказал Сергей. — Самолет только вылетел из Кольцово и на бреющем полете вошел прямо в гору. По следам в лесу видно было, как он падал и рубил деревья.
Это был трехдвигательный самолет авиакомпании «Аэрофлот», выполнявший рейс из Свердловска в Джамбул с остановкой в Костанае. За четыре года к тому моменту он налетал 6291 час. Вечером 7 октября небо над Кольцово было затянуто тучами, накрапывал дождь. В 19:48 местного времени Як-40 оторвался от полосы, во время разгона у него отказал левый двигатель, но командир воздушного судна (КВС) решил продолжить взлет.
Самолет был перегружен на 419 килограммов. На высоте 100–120 метров КВС дал команду убрать закрылки. В 19:50 экипаж доложил диспетчеру о проблеме с мотором.
КВС: — Отказал левый двигатель, раз… заводите нас… мы на сто метров.
Диспетчер: — 87437, Свердловск — посадка, выполняйте первый разворот на сто.
КВС: — 437, выполняем первый на сто.
На высоте 100 метров Як-40 начал выполнять левый разворот, но уже через минуту с креном 23 градуса влетел в покрытый лесом склон холма. Пролетев еще 168 метров, самолет врезался в землю недалеко от Нижне-Исетского кладбища. Кабину и хвост оторвало, фюзеляж взорвался и сгорел. Все находившиеся на борту люди погибли.
Почему отказал двигатель?
После крушения была создана комиссия по расследованию авиакатастрофы. Она выяснила, что отказ левого двигателя произошел из-за обледенения: при взлете экипаж не включил предварительный обогрев. При этом средний и правый двигатели работали не на полную мощность.
Дополнительным фактором стало то, что экипаж не убрал шасси, и это мешало набору скорости. А набор высоты прекратился из-за уборки закрылков при недостаточной силе тяги двигателей.
В этих условиях диспетчер дал самолету, летевшему на высоте 100 метров, разрешение на левый разворот, хотя минимальная безопасная высота для маневра составляла 350 метров. Кроме того, он не предупредил экипаж о холмистой местности.
Комиссия назвала основной причиной авиакатастрофы невключение экипажем перед взлетом противообледенительной системы.
Ранее E1.RU писал про другие авиакатастрофы, произошедшие в Свердловской области. В марте 1961 года Ту-104 упал на берег Нижне-Исетского пруда, в июле того же года в Нижнесергинском районе разбился Ил-14 (у самолета прямо в небе закончилось топливо), в 1967 году потерпел крушение Ил-18. В 1973 году в районе поселка Рудного упал Ту-104, в воздухе он провел всего три минуты.
Наши коллеги из Woman.ru рассказывали уникальную историю Ларисы Савицкой, единственной выжившей при столкновении двух самолетов над тайгой и падении с высоты 5200 метров. Также мы писали об авиакатастрофе с Як-42, в которой погибла хоккейная команда «Локомотив».