30 сентября 1973 года в Свердловске разбился Ту-104 авиакомпании «Аэрофлот», на борту находилось 108 человек. После взлета самолет провел в воздухе около трех минут и рухнул в лесу недалеко от поселка Рудного. Все пассажиры и члены экипажа погибли. Рассказываем историю этой авиакатастрофы.
«Лес охватило огнем»
Сергею Бабушкину в 1973 году было 16 лет. Вместе с родителями он жил в поселке Института растениеводства и вечером 30 сентября собирался на прогулку.
— Я только на улицу вышел и услышал ужаснейший гул, а потом увидел огромную вспышку пламени. Взрыва не было, но вспышка буквально ослепила, и лес охватило огнем. Эту вспышку видели в поселке Рудном и на Химмаше. Гул прекратился — и наступила тишина, как будто ничего и не было. Только лес горит, — вспоминает Сергей Бабушкин.
Он побежал к месту крушения самолета, следом бросились родители и соседи. Ту-104, по словам Сергея, рухнул в 300 метрах от поселка, и он оказался одним из первых на месте авиакатастрофы:
— Я бежал и вдруг наткнулся на человеческие останки, просто скользил по ним. Испугался, кинулся обратно и кричу: «Всем стоять, сюда не ходите!» Было страшно.
Сергей Бабушкин вспоминает, что с места аварии на экспертизу увезли крупные части самолета. Небольшие обломки «похоронили» прямо в лесу.
— Оцепление милиции стояло везде. Выкопали большие шурфы и то, что осталось, даже останки тел, сгребли в большие кучи, залили керосином и сожгли. Потом тракторы всё это закопали и землю выровняли. Там много обломков и металла до сих пор можно найти, — рассказывает Сергей.
По воспоминаниям других очевидцев, собирать останки людей отправили курсантов танково-артиллерийского училища.
— Я хорошо помню тот день, когда после падения самолета утром с Рудного на поле побежали смотреть на обломки. Запомнилось: береза вся в крови была, ковры валялись кругом. Мы-то маленькие были, просто смотрели, а как потом говорили, кто-то деньги находил, еще чего, — написал Ustas на форуме E1.RU.
Самолет круто набирал высоту и резко снижался
К моменту авиакатастрофы самолету было 13 лет, он налетал 20 582 часа и совершил 9412 посадок. В воскресенье, 30 сентября 1973 года, борт должен был выполнить длинный рейс Свердловск — Владивосток с посадками в Омске, Новосибирске, Чите и Хабаровске. На борту находилось 100 пассажиров и 8 членов экипажа: КВС Борис Путинцев, второй пилот Владимир Широков, штурман Петр Канин, бортмеханик Иван Рапонов, бортпроводники Галина Федорова, Ольга Татарова и Николай Нестеренко, а также сопровождающий милиционер по фамилии Слепухин.
Экипаж ждал 50 минут разрешения на запуск двигателей из-за поздней загрузки самолета и работ по осушению взлетно-посадочной полосы. Неблагоприятных метеоявлений не наблюдалось. В 20:33 местного времени Ту-104 оторвался от земли, экипаж доложил диспетчеру о взлете и получил указания поворачивать на Тахталым — населенный пункт в Челябинской области. На высоте 350–400 метров самолет вошел в левый разворот.
Как показала в дальнейшем расшифровка показаний бортового самописца, через 30 секунд после этого Ту-104 начал крутой набор высоты. Затем он перешел в режим снижения со скоростью до 15 м/с. Чтобы вывести борт из этого режима, экипаж взял штурвал на себя с усилием 70–80 кг и созданием перегрузки 1,8 ед. Самолет снова начал набор высоты с вертикальной скоростью 15 м/с.
На радаре было видно, что всё это время самолет продолжал левый разворот и не вышел из него в нужной точке.
— Вы на Артемовский пошли, да? — спросил диспетчер.
Экипаж на этот и дальнейшие запросы не ответил.
К 20:37:11 левый крен достиг 75–80°, Ту-104 вошел в пике и понесся к земле со средней скоростью 75 м/с. Экипаж пытался взять штурвал на себя и предотвратить разгон, но попыток вывести самолет из крена система не зафиксировала. Борт столкнулся с землей на скорости 800 км/ч.
Расследование авиакатастрофы
Комиссия, которая расследовала авиапроисшествие, пришла к выводу, что причиной катастрофы стала неправильная индикация основных авиагоризонтов и курсовой системы пространственного положения самолета из-за отсутствия питания по переменному току 36 В / 400 Гц. Из-за этого экипаж не мог определить положение самолета в пространстве. Он пытался предотвратить снижение, но не выводил борт из крена, потому что не знал о нем.
Из-за чего отсутствовало питание по переменному току, точно установить не удалось. Среди вероятных причин были названы технические неполадки и непреднамеренные действия экипажа.
Через две недели, 13 октября 1973 года, на подлете к Домодедово потерпит крушение еще один Ту-104, следовавший из Кутаиси в Москву. Расследование покажет, что в самолете также произошло нарушение электропитания переменным током 36 В / 400 Гц, из-за чего отказали навигационные приборы. Экипаж не мог определить свое положение и, выводя самолет из правого крена, допустил критичный левый крен. Погибли 122 человека, эта авиакатастрофа стала крупнейшей в истории полетов Ту-104.
Памятника на месте авиакатастрофы Ту-104 в Свердловске не поставили, но уже в наше время в том районе кто-то установил деревянный крест, напоминающий о трагедии.
Ранее E1.RU писал про другие авиакатастрофы, произошедшие в Свердловской области. В марте 1961 года Ту-104 упал на берег Нижне-Исетского пруда, в июле того же года в Нижнесергинском районе разбился Ил-14 (у самолета прямо в небе закончилось топливо), а в 1967 году потерпел крушение Ил-18.
Наши коллеги из Woman.ru рассказывали уникальную историю Ларисы Савицкой, единственной выжившей при столкновении двух самолетов над тайгой и падении с высоты 5200 метров. Также мы писали об авиакатастрофе с Як-42, в которой погибла хоккейная команда «Локомотив».