Вечером 16 ноября 1967 года из аэропорта Кольцово вылетел Ил-18 авиакомпании «Аэрофлот», рейс № 2230 направлялся в Ташкент. Через несколько минут после взлета самолет рухнул в поле в трех километрах от торца полосы. Погибли все 107 человек, находившихся на борту: 99 пассажиров и 8 членов экипажа. На тот момент авиакатастрофа Ил-18 в Свердловске стала крупнейшей в СССР. Рассказываем ее историю.
«Мать пыталась хоть что-то найти от своей дочери»
Уральцу Виталию Сырову в 1967 году было десять лет. Он жил на Химмаше и часто видел взлетающие из Кольцово самолеты (совсем маленьким оказался и свидетель аварийной посадки Ту-104 на берег Нижне-Исетского пруда). Падения Ил-18 (а это произошло в десятом часу вечера) Виталий не наблюдал, но слышал о случившемся от солдата воинской части, располагавшейся на улице Черняховского.
— У меня был знакомый солдатик, сержант, и он рассказал, что несколько ребят из Ташкента опоздали на тот самолет. Это был ноябрь, дембель, они должны были лететь домой. Погода стояла очень хорошая, октябрь и ноябрь выдались из ряда вон выходящие по теплу. До аэропорта максимум километров пять идти, и солдаты пошли пешком. Но по какой-то причине опоздали.
«Скорее всего, когда они пришли в Кольцово, самолет уже разбился»
Сержант рассказывал, что эти ребята вернулись в часть и через день такую пьянку закатили — видимо, до них дошла информация о катастрофе. В те годы так быстро слухи не распространялись, скрывали. Но тут же рядом всё, как-то узнали, — вспоминает Виталий Сыров.
Еще одну историю об этой авиакатастрофе ему рассказала мама. Дочь ее сослуживицы работала бортпроводницей и находилась в так называемом подменном фонде — заменяла коллег, если те по каким-то причинам не могли отправиться в рейс. В тот день девушку вызвали на работу.
— Когда коллега моей мамы узнала, что самолет разбился, она чуть ли не с ума сошла. Вплоть до того, что прорывалась на место катастрофы, что-то пыталась от дочери своей найти. Она просилась в отпуск, но начальник сказал: нет, ей лучше быть в коллективе, хоть как-то отвлекаться, — говорит Виталий.
Что случилось в небе
К моменту авиакатастрофы в Свердловске Ил-18 налетал 5326 часов и совершил 2111 посадок. Самолету было три с половиной года, он находился в распоряжении 1-го Свердловского авиаотряда Уральского управления гражданской авиации. В состав экипажа регулярного рейса № 2230 входили командир Юрий Абатуров, второй пилот Николай Михайлов, штурман Анатолий Загорский, бортмеханик Виктор Оспищев, бортрадист Юрий Ефремов, а также бортпроводники Римма Ломбина, Валентина Шашкова и Марина Шведова. На борту — 87 взрослых пассажиров и 12 детей.
Рейс был вечерним, небо затянуто облаками, видимость — шесть километров. Самолет разогнался, и в 21:02:40 экипаж доложил диспетчеру о взлете. Достигнув высоты 140–150 метров, Ил-18 неожиданно резко повернул вправо и устремился к земле. На скорости 440 км/ч борт врезался во вспаханное поле, полностью разрушился и загорелся. Это произошло примерно в трех километрах от торца взлетно-посадочной полосы. Сейчас место аварии — это территория логопарка «Кольцовский-2».
Студенты-медики собирали оторванные руки и ноги
Обломки оказались разбросаны по полосе длиной 320 метров. Елена Голованова в 1967 году только поступила в Свердловский медицинский институт. Она узнала об авиакатастрофе от соседки по комнате в общежитии — третьекурсницы, которую вместе с другими студентами отправили на место аварии.
— Студенты собирали части тел погибших людей — оторванные руки, ноги. Конечно, было жутко, — говорит она.
Возможно, из-за того, что самолет разлетелся на тысячи осколков, возникла версия, что причиной авиакатастрофы стал взрыв.
— Якобы был взрыв, потому что известно от людей, которые в тех краях жили, что тела были разорваны. На большой территории собирали чемоданы и одежду, — замечает Виталий Сыров.
Выяснить причину авиакатастрофы не удалось из-за полного разрушения узлов и агрегатов самолета. Комиссия, которая занималась расследованием, выдвинула две версии.
Первая — отказ в системе регулирования четвертого (крайнего правого) двигателя, из-за которого возникла отрицательная тяга. Вторая — отказ элементов системы директорных приборов «Путь-1М», что привело к ложным показаниям авиагоризонтов. Но привести к трагедии каждая причина могла только в сочетании с другими факторами, отметила комиссия.
Останки пассажиров были захоронены на Сибирском кладбище, а экипаж — на кладбище в Кольцово. Спустя 30 лет там установили памятник погибшим в страшной авиакатастрофе.
Ранее E1.RU писал про другие авиакатастрофы, произошедшие в Свердловской области: в марте 1961 года Ту-104 упал на берег Нижне-Исетского пруда, а в июле того же года в Нижнесергинском районе разбился Ил-14, у самолета прямо в небе закончилось топливо.
Наши коллеги из Woman.ru рассказывали уникальную историю Ларисы Савицкой, единственной выжившей при столкновении двух самолетов над тайгой и падении с высоты 5200 метров. Также мы писали об авиакатастрофе с Як-42, в которой погибла хоккейная команда «Локомотив».