8 июля 1961 года в Нижнесергинском районе Свердловской области, недалеко от деревни Сосновый Бор, упал Ил-14. Это был небольшой среднемагистральный самолет, на борту которого летели 21 пассажир и пять членов экипажа. Разбившийся Ил-14 был выпущен в 1956 году и к моменту аварии налетал 9100 часов. Рассказываем историю этой авиакатастрофы.
«Приходят в деревню девушка с парнем, говорят, упал самолет»
Со дня аварии прошло почти 62 года, очевидцев в живых осталось мало. Местный житель по имени Михаил Иванович — один из тех, кто видел падающий самолет. Он поделился воспоминаниями в интервью для YouTube-канала «Хочу в лес». В 1961 году он был ребенком и проводил лето в деревне Сосновый Бор. Вечером 8 июля парень играл с друзьями в футбол.
— Смотрим — из-за горы идет самолет пассажирский, красивый, низко так, и уходит в лес. На другое утро приходят в деревню девушка с парнем, говорят, упал самолет. Все в трансе, глаза вылупили, все туда рванули — и мал, и стар. Прибежали, нашли место. Он спикировал, попадись же вот такая береза — он в эту березу врезался. Страшное дело, что там было, — вспоминал Михаил Иванович.
Пришедшие в деревню парень с девушкой оказались выжившими в авиакатастрофе Ил-14. Пилоты, по воспоминаниям очевидца, сидели в кабине уже неживые.
— Самолет потом на металлолом [отдали]. Деревня тракторы выделила, дядька мой рассказывал. И вертолетами [обломки увезли], — говорил он.
После случившегося в Сосновый Бор приехала комиссия для расследования авиакатастрофы. По словам местных жителей, она работала в деревне около двух недель.
В 2011 году, когда исполнилось 50 лет со дня авиакатастрофы, по словам Михаила Ивановича, к нему приезжали «ребята из Челябинска», просили показать место и поставили там памятный крест.
Почему упал самолет
Ил-14 принадлежал Киевскому авиаотряду «Аэрофлота» и в тот день выполнял рейс по маршруту Киев — Казань — Свердловск. Первый перелет прошел без происшествий. В Казани самолет дозаправился и в 16:32 (везде указано московское время. — Прим. ред.) поднялся в небо. На борту находились 21 пассажир и 5 членов экипажа: командир воздушного судна, второй пилот, штурман, бортрадист и стюардесса.
Полет проходил на высоте 1800 метров, затем борт снизился до 1200 метров. Очевидцы рассказывали, что самолет шел на небольшой высоте с работающими двигателями, которые то увеличивали, то уменьшали обороты винтов.
В 18:42 экипаж сообщил, что прошел Красноуфимск и изменил расчетное время прибытия. В последний раз на связь пилоты вышли в 18:51, а уже в 19:00 Ил-14 столкнулся с деревьями, врезался в землю, разрушился и загорелся. До аэропорта Кольцово он не долетел 120 километров.
Самолет нашли в лесу на следующее утро. Погибли все члены экипажа и четыре пассажира, в том числе ребенок (всего 9 человек). Выжили 17 человек.
Причиной авиакатастрофы, как показало расследование, стала нехватка топлива. В Казани Ил-14 дозаправляли, но в баки залили на 550 килограммов меньше горючего, чем требовалось для полета. Из-за гибели экипажа выяснить, почему это случилось, не удалось. Эксперты предположили, что пилоты заметили проблему в районе Красноуфимска, поэтому уменьшали мощность двигателей и изменили расчетное время прибытия. Но на землю о случившемся они не доложили.
Ранее E1.RU писал про другую авиакатастрофу, произошедшую в Свердловской области: в марте 1961 года Ту-104 упал на берег Нижне-Исетского пруда. А наши коллеги из Woman.ru рассказывали уникальную историю Ларисы Савицкой, единственной выжившей при столкновении двух самолетов над тайгой и падении с высоты 5200 метров. Также мы писали об авиакатастрофе с Як-42, в которой погибла хоккейная команда «Локомотив».