Екатеринбуржец Михаил записал свой разговор с мошенниками. Недавно ему позвонили из «Управления экономической безопасности», капитан полиции неожиданно заявил, что персональные данные Михаила украли с портала «Госуслуг» и якобы ведется расследование о мошенничестве. По словам афериста, подобной атаке якобы подверглись 200 тысяч россиян.
А вот саму утечку будто бы выявил Центральный банк. Лжеполицейский начал спрашивать, как давно Михаил пользуется «Госуслугами», давно ли заходил на портал и каким банком он пользуется.
— Вопросов никаких не имеется на данном этапе? — спросил мошенник.
— Имеется, а в каком банке-то всё это произошло?
— Михаил Сергеевич, если бы мы знали, в каком банке это произошло, мы бы вам не звонили, а уже производили действия по поводу данного мошенничества, — ответил аферист Михаилу.
Дальше «силовик» стал интересоваться, когда он в последний раз был в отделении банка и по какому адресу. Якобы это отделение сразу же проверят «на вшивость», а все его сотрудники пройдут через полиграф. И вообще, если Михаил раньше был клиентом банков, то нужно было написать заявление на утилизацию персональных данных. Мол, сам виноват.
Мошенник предупредил, что разглашать информацию о происходящем нельзя — идет следствие, и добавил, что нужно будет найти страховой полис (СНИЛС). Дальше он перевел Михаила «по государственной линии связи» на сотрудницу ЦБ.
— Кристина Владимировна, департамент безопасности Центрального банка Российской Федерации, я рада вас приветствовать.
— Здравствуйте.
— По вашим данным зарегистрированы заявки в банковских системах, уточните, вы лично сегодня обращались в банки с целью получить кредитный продукт?
— Нет.
— В таком случае я буду отмечать заявки по вашим банкам как несанкционированные. Крайняя из них у меня отображается в системе банка в ЦБ. Подскажите, вы ранее ваш паспорт предоставляли в банк ВТБ?
— Нет, никогда не имел с ними никаких дел.
Сотрудница банка спросила, не получал ли Михаил СМС из разных банков о зачислении средств или для одобрения заявок на кредиты. Когда екатеринбуржец сказал, что нет, предположила, что это была переадресация. Она спросила, один ли у Михаила номер телефона. Вскоре после этого такие СМС действительно пришли на телефон.
Дальше мошенница стала расспрашивать, сколько Михаил зарабатывает, оформлял ли он кредиты и сколько у него было денег на карте (просила назвать точную сумму). Она несколько раз повторила, что ее не интересуют коды из СМС. Но потом все-таки назвать его пришлось, чтобы якобы восстановить доступ на «Госуслуги».
— Вам поступит СМС именно о восстановлении доступа, данный код необходимо указать в системе банка для того, чтобы последнее устройство, с которого выполняли вход, было ограничено. Код я у вас спрашивать не буду, вы мне его не называете, но его нужно будет указать через роботизированную систему Центрального банка. Вы услышите робота и после звукового сигнала по одной цифре проговариваете код, — сказала аферистка.
После чего и правда включился робот.
— Роботизированная система Центрального банка подключена, после звукового сигнала произнесите четырехзначный код, указанный в СМС.
Михаил, конечно, в шутку произнес четыре единицы. Код не подошел. Мошенница расстроилась.
— Михаил Сергеевич, код был указан некорректно, либо не указан вовсе. Вы точно продиктовали тот код, который был указан в СМС? Вы меня вводите в заблуждение, потому что если вы действительно назвали тот код, ответ бы поступил таков, что код был указан корректно.
Другой екатеринбуржец записал аудио разговора со следователем-мошенником. Аферист настаивал на том, что он является подозреваемым по уголовному делу из-за переводов на Украину. Послушайте эту запись и не давайте себя обмануть. Еще одной екатеринбурженке «повезло» не меньше, преступники подменили ее номер на свой, из-за чего ей пришлось выслушать вал оскорблений от всех их жертв.
Чтобы быть уверенными, что вас никто не сможет запутать, попробуйте пройти наш тест о том, смогут ли вас обмануть кибермошенники.