В Нижнем Тагиле 21 декабря 2022 года умерла 35-летняя Светлана Бурухина, мама двоих детей. Ее муж Андрей уверен, что в смерти супруги виноваты врачи Демидовской городской больницы, ведь уралочка обратилась к ним с просьбой провести стентирование желчного протока (это операция, когда в орган устанавливают специальный каркас, который расширяет его стенки. — Прим. ред.), но вместо этого ей провели другую процедуру.
Что же это была за операция? Медики условно называли ее «рассечение». Спустя некоторое время юрист семьи Юлия Липинская получила медицинское заключение и данные первичного осмотра Светланы. Эти документы мы показали судебно-медицинскому эксперту, сотрудничающему с юридической компанией. Он пожелал остаться анонимным.
Судмедэксперт объяснил, что за манипуляцию провели молодой маме и почему это действительно было опасно.
— Ей проводили эндоскопическую ретроградную панкреатохолангиографию (ЭРХПГ), совмещенную с папиллосфинктеротомией (ЭПСТ) — это лечебно-диагностические мероприятия, направленные на устранения каких-либо механических препятствий в общем желчном протоке: камня, опухоли или рубцовой деформации, — объяснил эксперт.
Объясним проще: так как у Светланы Бурухиной был удален желчный пузырь, медики хотели посмотреть, как работают желчные протоки и не попадает ли сама жидкость в организм.
Врачи также называют такую манипуляцию «холангиография»: в вену вводят контрастное вещество, чтобы увидеть, куда попадает желчь из организма. Это позволяет обнаружить патологии желчевыводящих путей. Именно на этом этапе могла возникнуть первая оплошность, так как после операции тагильчанке стало резко плохо. Об этом Светлана писала своему мужу по СМС.
Также у Светланы была плохая свертываемость крови и наследственное заболевание щитовидной железы, а это одни из противопоказаний к подобным процедурам, сказал судмедэксперт.
— Показания к ЭРХПГ и ЭПСТ определяет лечащий врач, как правило, эти показания носят «срочный» характер и после определенной подготовки должны проводиться пациентам, — ответил специалист. — У Светланы имелась патология — хроническая тромбоцитопения, кроме того, аутоиммунный тиреоидит, который также может влиять на систему гемостаза (свертываемости крови. — Прим. ред.).
«Эти заболевания могли являться относительным противопоказанием к такому вмешательству и требовали повышенного внимания врачей»
По мнению эксперта, в данной ситуации действительно могла быть допущена врачебная ошибка.
— Учитывая указанную в свидетельстве о смерти причину смерти Светланы (кровотечение) и то обстоятельство, что кровотечение является нередким (2–5%) осложнением данных манипуляций (как правило, такое происходит в 2–5% случаев), «врачебная ошибка» на каком-то этапе лечения вполне возможна, — уверен судмедэксперт.
В Территориальном фонде обязательного медицинского страхования Свердловской области юристу Юлии Липинской пообещали, что АО «СК "СОГАЗ-Мед"» также проведет контрольно-экспертные мероприятия по случаю оказания помощи.
Напомним, что следователи возбудили уголовное дело по статье «Причинение смерти по неосторожности». В Свердловской областной клинической больнице № 1 не стали комментировать инцидент, сославшись на закон «Об основах охраны здоровья граждан в РФ», но пояснили, что случай будет рассмотрен на заседании врачебной комиссии. В Демидовской городской больнице на момент публикации не ответили на официальный запрос E1.RU.
Редакция E1.RU выражает соболезнования родным и близким Светланы Бурухиной.
Мы рассказывали, что в конце декабря прошлого года пятимесячный младенец погиб в детской больнице Нижнего Тагила. Его мама Анна Томилова обратилась за помощью к следователям, так как тоже считает, что в гибели ее сына виноваты врачи. Только когда она обратилась к главе СКР Александру Бастрыкину, они возбудили уголовное дело. Позже выяснилось, что у ребенка было заражение крови.