Межгосударственный авиационный комитет (МАК) завершил расследование аварийной посадки авиалайнера «Уральских авиалиний» в кукурузном поле в подмосковном Раменском. Инцидент случился в августе 2019 года. Причиной ЧП стали попавшие в двигатели чайки. Об этом сообщает ТАСС.
«Авиационное происшествие с самолетом А321-211 случилось при выполнении взлета днем (в 06:15 мск) в визуальных метеоусловиях, в результате его столкновения после отрыва от ВПП на высоте 0,6–1,2 м со стаей чаек индивидуальной массой отдельных особей более 1,13 кг, подпадающих под сертификационную категорию "большая птица", что привело к механическим повреждениям обоих двигателей, снижению их суммарной располагаемой тяги до величины, меньшей тяги одного исправного двигателя на режиме FLEX 49 (режим, на котором выполнялся взлет), невозможности продолжения полета при фактической конфигурации самолета (неубранное положение шасси) и вынужденному приземлению вне аэродрома», — цитирует ТАСС официальный документ.
Специалисты также разобрались, что стаи птиц около аэропорта Жуковский летом 2019 года появились из-за свалок и водоемов в округе. После столкновения с чайками двигатели авиалайнера продолжали работать. Но их общая тяга уменьшилась и была уже недостаточной для взлета. Экипаж перевел двигатели в режим «взлет — уход на второй круг», при этом тяга выросла почти до значения, позволявшего набрать высоту. Но после этого один из двигателей был переведен на малый газ и суммарная тяга обеих силовых установок вновь упала.
Также в отчете характеризуются действия пилотов. После столкновения самолета с птицами в действиях летчиков из-за психологических нагрузок прослеживались «явные признаки дезорганизации, непоследовательности и хаотичности». Но при этом пилоты не впали в ступор.
«Фактически на начальном этапе продолженного взлета (до включения автопилота) экипаж не выполнил (или выполнил, но в недостаточной степени) ни одного из действий, предусмотренных процедурой продолженного взлета, а именно: шасси не убирались, показания директорной стрелки по тангажу игнорировались, центрирование бета-таргет не производилось, усилия на педалях перед включением автопилота не триммировались», — уточняется в отчете.
Инцидент, известный как «чудо в кукурузном поле», произошел 15 августа 2019 года. Лайнер «Уральских авиалиний» с 226 пассажирами вылетел из подмосковного аэропорта Жуковский и столкнулся со стаей чаек. Самолет не дотянул до аэродрома, но удачно приземлился в поле. Успешная посадка позволила сохранить жизни всех людей на борту. Удалось избежать и пожара, хотя баки были полными.
Командир воздушного судна Дамир Юсупов и второй пилот Георгий Мурзин позднее получили звания Героев России.
Спустя три года после легендарного рейса весь экипаж продолжает работать в «Уральских авиалиниях». Посмотрите, как изменилась их жизнь. Пассажиры того рейса также рассказывали о том, как пережили экстренную посадку.