Вчера, 2 ноября, в аэропорту Иркутска при посадке разрушилось шасси самолета «Уральских авиалиний», летевшего из Душанбе. На борту находились 89 человек, и, к счастью, никто из них не пострадал. Как отмечают эксперты, подобные инциденты в авиации случаются довольно часто.
Рассказываем, что становится причиной такой поломки и может ли она привести к более серьезным последствиям.
Как объяснил E1.RU бывший командир воздушного судна, специалист по безопасности полетов Александр Романов, состояние шасси нужно проверять перед каждым полетом. Это обязанность инженерного состава и экпипажа. Есть много индикаторов, по которым специалисты определяют, можно ли отправлять воздушное судно в рейс.
— Первая возможная причина — повышенный износ, который привел к стиранию резины. Второе: на взлетно-посадочную полосу мог попасть какой-нибудь посторонний предмет и пробить резину. Достаточно даже небольшой косточки, которую могла уронить птица. Это непредсказуемо, — сказал Александр Романов.
Также, по словам авиаэксперта, среди причин случившегося могут быть крен самолета при касании взлетно-посадочной полосы или перегрузка на борту.
При этом Александр Романов отмечает, что шасси — это самая надежная часть самолета, которая рассчитана на долговечную работу. И каждый раз испытывает огромную нагрузку, в том числе при торможении многотонного самолета.
«Пассажирам не надо волноваться, это происходит иногда»
Заслуженный военный летчик РФ, генерал-майор в отставке Владимир Попов тоже заявил, что шасси у самолетов ломаются довольно часто. С каждой авиакомпанией такое происходит примерно раз в год.
— Тележка шасси может состоять из четырех или шести колес. Их для того и делают много, чтобы они могли дублировать друг друга. Если происходит разрушение одного или двух колес на тележке, остальные продолжают работать. Пассажиры могут и не заметить этого. Чтобы сразу все колеса разрушились, надо хорошо постараться, — объяснил эксперт.
По словам Владимира Попова, разрушение шасси может произойти не только при посадке, но и при рулении и взлете. Летчик вспомнил крупную авиакатастрофу, случившуюся в 2000 году во Франции, когда из-за повреждения и взрыва шины основного шасси во время разгона у самолета загорелся двигатель. Лайнер рухнул на здание гостиницы, в результате погибли более сотни людей.
— На посадке всё гораздо безопаснее. Даже если что-то случается, самолет на земле сразу встретят и пожарные машины, и скорая помощь, — заметил Владимир Попов.
В качестве одной из возможных причин поломки шасси авиаэксперт называет попадание колеса в стык в бетонных плитах при касании полосы. Даже пятимиллиметрового зазора достаточно для того, чтобы колесо лопнуло. Также подобная ситуация могла возникнуть из-за отказа системы функционирования тормозов.
Airbus A320 с бортовым номером RA-73830 был собран в 1999 году на авиационном заводе в Тулузе. Его первым пользователем был крупнейший перевозчик Испании — авиакомпания Iberia. Кроме того, он обслуживал рейсы Philippine Airlines (в 2004–2007 годах) и испанского лоукостера Clickair (2007–2008-е годы). Сейчас он находится в пользовании «Уральских авиалиний» по договору лизинга.
Ранее мы рассказывали, что транспортная прокуратура начала проверку по факту инцидента, и публиковали видео приземления Airbus. Оперативные службы аэропорта после посадки начали буксировать самолет к месту стоянки, но, видимо, процесс затянулся.
Из-за ЧП уральцы несколько часов не могли попасть в Иркутск: аэропорт долгое время не принимал рейсы, их направляли в другие города.