Власти продолжают работу по восстановлению Крымского моста. Параллельно силовые структуры разбираются в обстоятельствах инцидента. Ситуацию по просьбе корреспондента MSK1.RU прокомментировал подполковник органов госбезопасности в запасе, ныне руководитель ассоциации «Межрегионавтотранс» Сергей Храпач.
— Крымский мост — это серьезное стратегическое сооружение: объект транспортной безопасности, который обеспечивается огромным количеством ресурсов по мониторингу территории вокруг него, — пояснил Храпач. — Подводные лодки, мониторинг подлетного направления для самолетов, вертолетов и БПЛА потенциального врага: все необходимые ресурсы по мониторингу и оперативному реагированию на нештатную ситуацию имелись. Во всяком случае, по документам.
Тем не менее мост, по всей видимости, стал объектом диверсионно-террористического акта.
— Однозначно сказать, был ли сознательно синхронизирован момент подрыва машины и прохода по мосту эшелона с дизельным топливом и ГСМ, нельзя, — оговорился Храпач. — У меня складывается ощущение, что данный момент был совмещен, чтобы детонация от взрыва была большей и эффект от разрушения был выше.
Прямо сейчас нельзя однозначно утверждать, кто стоит за диверсией, указывает Храпач. Самое пристальное внимание следует обратить на реакцию представителей Украины (на след СБУ в произошедшем уже указала США, украинские власти одобрительно комментируют инцидент, хотя напрямую о своей ответственности не заявляют).
— Так или иначе, к сожалению, охрана моста оказалась не на высоте, — констатировал наш собеседник. — И вся система безопасности. Не только простые инспекторы, которые должны были все проверять. Я имею в виду полный комплекс всех мер. Там ведь не только люди в физическом смысле охраняют мост, но и работает целый аппаратно-программный комплекс. Который, в свою очередь, тоже управляем людьми, но уже не только и не столько из самого Крыма.
Оценка всей системы безопасности Крымского моста, по мнению Храпача, должна быть куда ниже просто «неудовлетворительной».
— Получается, что те органы управления и власти, которые обязаны были на подступах выявлять диверсионно-террористические устремления к этому объекту, не сработали, — отметил Храпач. — Это я говорю о службах, которые должны были заранее получить агентурную информацию о том, что планируется такой акт.
Не «наследить» при подготовке такой масштабной диверсии ее исполнители не могли, считает Храпач. Потому предотвратить произошедшее необходимо было еще на этапе подготовки.
— Чтобы провезти несколько тонн взрывчатого вещества на транспортном средстве, требуется задействовать огромное количество людей и ресурсов, — объяснил Храпач. — Если есть оперативные позиции у наших органов, они должны были на одном из этапов подготовки и планирования данного диверсионно-террористического акта выявить это устремление и купировать. К сожалению, как мы видим, этого не произошло.
Одинаково неудовлетворительно, по мнению Храпача, сработали все структуры, которые должны были обеспечить безопасность объекта. В их числе разведывательные, контрразведывательные и правительственные ведомства (последние отвечали за физический контроль, мониторинг и охрану моста).
— Помимо того, что ущерб уже оценивают от 200 миллионов до 500 миллионов рублей, это еще и очень сильный репутационный удар для нашей страны, — указал наш собеседник. — Мост — это символ воссоединения Крыма с Россией. И когда этот символ так поразили… Естественно, многие шокированы. [Шокированы] люди из различных «лагерей», имеющие различное отношение к тем событиям, которые происходят сейчас на Украине.
Теперь власти предстоит серьезная работа над ошибками. Провести ее важно в оперативные сроки.
— Мне кажется, было бы разумным власти не только искать стрелочников и крайних, а забраться чуть повыше и ответить на вопрос, системная ли это проблема или дело в неквалифицированном менеджменте на всех уровнях управления, — сказал Храпач. — Управления обеспечением безопасности не только моста, но и в целом нашей страны.
Храпач полагает, что «сопредельная сторона» (вероятно, Украина) наверняка будет мониторить попытки восстановить мост. Риски повторных акций с их стороны также существуют.
— Они могут добавить ресурсов для того, чтобы это восстановление шло очень долго и с большими трудностями, — указал Храпач. — Если мы видим, что при работе всех органов и наличии технических средств (избыточных, я бы даже сказал) эффективность безопасности оказывается нулевой, с какой эффективностью будет идти восстановление моста?
По информации Следственного комитета, утром на Крымском мосту взорвался грузовик, ехавший из Краснодарского края. В результате загорелись семь цистерн с топливом, которые вез грузовой поезд. Три человека погибли, тела мужчины и женщины уже достали из-под воды. Предположительно, они были пассажирами легковушки, находившейся рядом с фурой.
По словам очевидцев взрыва, у некоторых из них завыли сигнализации машин, выбило окна, а издалека виднелся черный клуб дыма. Прочитайте также, что происходит в очереди на керченский паром, которого еще нет.
Всю информацию о ЧП мы публиковали в режиме онлайн, а главные новости собираем в специальной рубрике.