Верховный суд в Москве вынес окончательное решение по гражданскому иску о смертельном ДТП на уральской трассе.
В декабре 2019 года 16-тонная платформа гусеничного крана выпала с МАЗа на трассу и раздавила внедорожник. В легковой машине ехали рабочие монтажной фирмы, они направлялись на работу в Екатеринбург из Каменска-Уральского. Водитель, бригадир Иван Старцев, умер по пути в больницу в машине скорой. Еще один пассажир, 22-летний Дмитрий Беляев, выжил, но остался глубоким инвалидом. Как позже выяснилось, что платформу крана просто не закрепили перед поездкой.
Против водителя МАЗа, который вез груз, было возбуждено уголовное дело. Его приговорили к полутора годам колонии-поселения. Также районной суд в Каменске-Уральском принял решение взыскать 6 миллионов рублей с коммерсантов в пользу пострадавших: два миллиона выжившему Дмитрию Беляеву и еще четыре миллиона вдове и сыну погибшего бригадира.
Ответчиками по гражданскому иску стали владельцы башенного крана и хозяин МАЗа, с которого упал груз. Рабочие фирмы «Атомспецстройтехника» (ей принадлежала гусеница крана) и работодатель водителя, который вез кран, не проконтролировали, чтобы груз закрепили должным образом. Водитель был наемным работником, он не мог закрепить груз, потому что ни у кого не было специальных приспособлений, чтобы это сделать.
Фирма «Атомспецстройтехника», не согласившись с решением суда, подала апелляционную жалобу в Свердловский областной суд. По мнению ответчика, они не должны были нести ответственность за то, что не закрепили груз.
Апелляция оставила без изменения решение каменского суда, и бизнесмены подали на кассацию, но и на этот раз суд оставил всё в силе. Тогда коммерсанты подали кассационную жалобу в последнюю высшую судебную инстанцию страны. Теперь в этом деле наконец поставлена точка. Верховный суд отклонил жалобу ответчиков и подтвердил прежнее решение по сумме компенсации.
Впрочем, никаких миллионов ни вдова погибшего, ни парень-инвалид так и не получили. Взысканием будут заниматься судебные приставы. Работодатель осужденного водителя на суде сказал, что после аварии закрыл ИП, теперь он банкрот и сможет выплачивать миллионы (иск разделили пополам, на двоих ответчиков) с одной только пенсии.
При этом сразу после трагедии банк через суд взыскал с вдовы и пятилетнего сына долги по кредитам погибшего бригадира. Займы не были застрахованы, и долг около 600 тысяч перешел по наследству матери и ребенку.
— В «Альфа-банке» знали о нашей ситуации, и спасибо им, пошли навстречу. Списали значительную часть долга при условии, если мы сразу исполним решение суда. Я всё добросовестно выплатила, — рассказывает Ольга. — Думала, всё: теперь ничего не должна. Но — нет. Оказывается, мы с сыном еще должны 50 тысяч исполнительского сбора приставам: 24 тысячи должен сын Митя, ему сейчас семь лет, и 25 — я. За что я должна платить приставам, если я сама всё оплатила, я не понимала. Сейчас за этот долг у нас арестовали машину.
Мы посоветовали Ольге попытаться отменить этот сбор, направив заявление приставам.
У второго пострадавшего в той аварии ситуация тоже печальная. Дмитрий выжил, но передвигается на инвалидной коляске, поврежден головной мозг, потеряна память, интеллект не восстановился. Положенные по ОМС бесплатные реабилитации у него закончились. Кроме них, два раза Дмитрий проходил реабилитацию в Екатеринбурге, в медицинском центре Ирины Волковой: один раз за свой счет (горожане помогали собрать часть денег,) а вторую реабилитацию оплатили благотворители из фонда «Правмир».
— Сейчас Дима стал пошустрее, сам ездит по квартире на коляске, сам может есть, — говорит Любовь Беляева, мама Дмитрия. — Может немного стоять на ногах у шведской стенки. Память до конца не вернулась. Хотя прогресс все-таки есть во всем, если сравнивать с тем, каким он был еще полгода-год назад. Сегодня вот были на кардиограмме, он молодец, понял и сделал всё, о чем его просили, лежал, задерживал дыхание. Для нас даже такие мелочи — уже прорыв.
Недавно на трассе под Волгоградом тоже случилась трагедия: водитель-лихач выскочил на встречку и столкнулся с машиной, где ехала семья из Екатеринбурга. Трое людей погибли, шестеро ранены, среди пострадавших есть дети.