24 июля в парке Горького в Казани произошел несчастный случай, который прогремел на всю страну: шестилетнему Мирону из Краснотурьинска оторвало пальцы на ноге, когда мальчик бегал по пешеходному фонтану.
Два пальца в итоге удалось спасти, а один так и не прижился. Еще полтора месяца активному ребенку, который играл в хоккей, придется ходить в лангете (гипсовая повязка, которая фиксирует ногу. — Прим. ред.) и восстанавливаться.
Мы решили разобраться, как пострадал ребенок, были ли другие подобные случаи и как работает компания, которая построила этот фонтан и десятки других по всей стране.
История Мирона
Семья Ремизовых приехала в Казань в отпуск: муж, жена и трое детей. В парк Горького они пошли в первый же день. И в тот же день старший сын попал в больницу. Как рассказывал отец мальчика Владислав, пальцы Мирона держались на одной только коже.
Операцию сделали безотлагательно. Три пальца были частично ампутированы, в каждый из них врачи установили спицы.
— Два пальчика из трех начали приживаться, третий не хотел, он начал темнеть и был темно-синего цвета, — рассказывает Владислав. — По итогу этот палец пришлось ампутировать.
— Ему около полутора месяцев в лангете ходить и со спицами. Он всё еще подавлен, — говорит отец мальчика. — Он очень активный ребенок, и его немного угнетает, что лето, все дети бегают, а он дома сидит.
Главная претензия у семьи в текущей ситуации — это бездействие правоохранительных органов, которые почти неделю ничего не делали.
— С воскресенья по пятницу мы пролежали в больнице, никто к нам не приходил. Один раз они позвонили, сказали: «Приходите в отделение». Но это ненормально, — возмущается в разговоре с E1.RU Владислав. — Когда мы уже собирались выезжать из города, [нам] позвонили из прокуратуры, попросили вернуться и дать показания. Теперь и прокуратура взялась, но не знаю, насколько это сдвинется.
Позиция городских властей
Когда о ЧП в парке стали писать СМИ, официальный комментарий дали и в мэрии Казани. В нем два главных посыла: никто не понимает, как такое произошло, и вообще таких травм никогда и ни у кого больше не было.
— Остается открытым вопрос — как именно могло произойти то, о чём говорят родители. К сожалению, видео с камер наблюдения не дает ответа на этот вопрос. Сами родители тоже не успели заметить деталей произошедшего. Сложность состоит в том, что такие же решетки устанавливаются во всех подобных фонтанах по всей стране — и, насколько известно, такой трагедии ранее не случалось, — прокомментировали произошедшее в мэрии Казани. — Углы решетки не настолько острые, чтобы сами по себе привести к подобному.
Но к утверждению о том, что подобных трагедий раньше не было, есть вопросы. Редакции E1.RU стало известно как минимум про еще один случай травмирования ребенка. Причем в том же самом парке и на том же самом фонтане.
Случилось это в июне 2021 года, когда семья из Смоленской области приехала отдохнуть в Казань.
Еще один несчастный случай в казанском парке
То, что произошло с ее 10-летней дочкой, тоже получившей травму на пешеходном фонтане, Татьяна называет историей со счастливым концом — сравнивая с тем, что произошло с Мироном Ремизовым. Ведь в случае с девочкой все ограничилось швами и наблюдением у хирурга.
— 25 июня 2021 года у нас произошел похожий случай: отпустили дочь побегать в этом фонтане, она упала на решетку, зажала ногу руками и кричала: «Мамочка, мои пальчики! У меня оторвало пальчик!», — рассказывает E1.RU Татьяна. — Был разрез между двумя пальцами, наложили много швов. Я подходила к этой решетке, рассматривала ее и так и не поняла, как дочь могла получить травму. По внешнему виду я вот честно не могу сказать, что она опасная.
Дочери Татьяны тогда было 10 лет, и по фонтану она бегала босиком, как и большинство детей.
— Дочь разгонялась, чтобы оттолкнуться, пальцы застряли в решетке, и она зацепилась. Если там не ходить, а чуть прыгать или бегать, можно получить травму. Я тоже почувствовала себя плохой мамой, раз нельзя босиком и мой ребенок не воспитан. Но здесь я разрешила снять обувь, потому что многие дети бегали босиком, — объясняет Татьяна. — Когда мы обращались в травмпункт, вскользь я слышала, что это не первая травма на фонтане.
Причем обращаться куда-то с жалобами Татьяна даже не думала, пока не услышала про историю Мирона.
— Мы обращались в травмпункт, но даже мысли не было предавать это огласке. Я не думала, что это произошло из-за поверхности фонтана. Думала, что дочь что-то неаккуратно сделала, винила себя. Я согласна со всеми комментаторами, что есть вина и родителей, что травму можно получить где угодно, но что-то тут очевидно не так, — добавляет Татьяна. — Конечно, неприятная ситуация. Но я была удивлена, что она повторилась. Я не пытаюсь кого-то обвинить, но если произошел такой серьезный случай, получается, что эта решетка на самом деле опасная.
«Я думаю, что нас не двое, что таких случаев было гораздо больше»
Кто отвечает за фонтан?
Построила и обслуживает фонтан в казанском парке Горького компания Aquabrand, связанная с двумя юрлицами — «Аква бренд» и «Аква бренд Ко». Как пояснил E1.RU их директор и бенефициар Георгий Казакевич, обе компании связаны с проектированием и установкой фонтанов, только одна создана для расчетов с НДС, а вторая без.
ООО «Аква бренд» за прошлый год заработало 95,72 миллиона рублей, чистая прибыль из которых составила всего 222 тысячи рублей. У ООО «Аква бренд Ко» в 2021 году выручка составила 54 миллиона рублей, из них 2 миллиона рублей чистой прибыли.
Как раз второе юрлицо работает по упрощенке, и на него оформлены несколько госконтрактов, в том числе контракт этого года от комитета внешнего благоустройства Казани на обслуживание фонтанов на сумму в 24,15 миллиона рублей. Комитет благоустройства стал основным заказчиком компании. По данным «Спарк-Интерфакс», доля контрактов «Аква бренд Ко» с этим контрагентом в выручке в прошлом году составляет 46,27%. За все время существования компании она восемь раз выполняла муниципальные контракты, общая их стоимость — 105,6 миллиона рублей.
По словам Георгия Казакевича, цена одного фонтана зависит от целого ряда факторов, но может начаться от 7 млн рублей и «до бесконечности». Их обслуживание тоже влетает в копеечку — исходя из площади и количества струй, оно может стоить в год и 200–300 тысяч, и 2–3 миллиона рублей.
С 2008 года Aquabrand построили больше 50 фонтанов по всей стране, в том числе и в Екатеринбурге — у «Ельцин Центра». Причем совсем недавно екатеринбургский фонтан не работал. Но с ситуацией в Казани это никак не связано.
— Фонтан был отключен для проверки систем оборудования. Задержка со включением фонтана была связана с поздним наступлением стабильно сухой погоды, — пояснили в «Ельцин Центре». — Есть дежурные проверки работы всех систем, которые проходят регулярно, а также общее техобслуживание, включающее в себя ремонт по необходимости и замену расходников.
Сама компания фонтаном в Екатеринбурге уже не занимается. Иногда Aquabrand только проектирует и возводит фонтаны, проводя обучение обслуживающего персонала, иногда продолжает обслуживать самостоятельно. С фонтаном в парке Горького в Казани как раз второй случай.
Как произошла трагедия в Казани?
Сам фонтан в казанском парке построили в 2016 году. Травмы на нем, как признается директор компании, всё же были и раньше, но обходилось всегда ушибами и ссадинами.
— С точки зрения статистики если взять, да, за восемь лет были травмы. Я признаю. Кто-то бежал, поскользнулся, содрал кожу. Но чтобы так, до ампутации дошло — это впервые. Миллионы людей прошли через эти фонтаны, в том числе и в Екатеринбурге, — заявляет Георгий Казакевич. — Когда дети бегут, они закрывают глаза, чтобы струя воды не попала. Я сам был свидетелем случаев, когда дети бежали, закрыв глаза от струи воды, сталкивались, падали и получали травмы. Но тут тогда встает вопрос, имеет ли смысл строить такие фонтаны, если дети не проинструктированы, как себя вести.
«На детских площадках тоже случаются несчастные случаи. Но в этом кто виноват?»
Владелец компании утверждает, что главная причина ЧП на подобных фонтанах — невнимательность родителей, которые разрешают детям бегать, да еще и босиком.
— Две ошибки родителей: они отпустили ребенка без обуви и не проинструктировали. На всех фонтанах установлены таблички, в которых четко прописано, что бегать по фонтану нельзя, и если родитель отпускает ребенка бегать, то берет на себя всю ответственность за возможные последствия. Фонтан — это не детская площадка. Ходить по нему можно, но нельзя бегать, — объясняет Казакевич.
«Приехали родители, увидели, что бегают дети, решили: "значит, нашим тоже можно"»
В парке Горького табличка с правилами действительно висела, но только одна и совсем небольшого размера. И о том, что ходить по фонтану босиком нельзя — ни слова.
А вот на сайте компании в презентации прямым текстом говорится о том, что вся прелесть этих фонтанов — возможность пробежать между струями воды. Иллюстрация тоже соответствующая — маленькая девочка босиком.
По словам Георгия, на записи с одной из камер видно, как мальчик бегал. Будь Мирон не босиком или беги он не с такой скоростью, всё могло бы обернуться иначе.
— Надо иметь большую скорость, чтобы проехаться по этой решетке и получить травму. В МВД нам показали запись с одной камеры, на ней видно, что ребенок пошел по фонтану. Сначала просто ходил и игрался со струями, а потом начал бегать — всё быстрее и быстрее. Самого момента не видно, трагедия произошла в «слепой зоне» камеры. Пока непонятно, есть ли другая запись. Но в «слепую зону» он ушел с большой скоростью, — рассказал Георгий Казакевич.
Записей с других ракурсов нет. Исходя из конструкции фонтана, Георгий предположил, как именно Мирон мог лишиться пальцев.
— Фонтан сделан максимально так, что плиты граничные отермичены (чтобы не скользили), сама решетка тоже не скользит. Но бывает такое, что когда поток воды или, я не знаю, с чем это связано, как ребенок мог поскользнуться. Представьте, что вы разбежались по паркетному полу и падаете. По инерции вы продолжаете ехать. Судя по травмам, мальчик поскользнулся или запнулся. Может, его кто-то толкнул — нет записи, — добавляет Казакевич. — Сто процентов, ребенок упал и по накатанной уперся пальцами, потому что пальчики травмированы спереди. Скорее всего, он с гранитной плиты съехал на решетку под углом.
«Если бы он в эту решетку въехал перпендикулярно или с чуть меньшей скоростью бежал, такой травмы не случилось бы»
Владелец компании говорит, что узнал о случившемся во вторник, 26 июля. На контакт с Владиславом он вышел сам и сейчас возмущен из-за публикаций в СМИ о том, что семье выплатили компенсацию в 30 тысяч рублей.
— В одном из разговоров Владислав сказал: «Блин, у вас цены тут конские на квартиры. Весь отпуск коту под хвост». И я от себя, по-человечески перевел ему 30 тысяч, сказал, что это не компенсация или еще что-то, просто помощь. Он поблагодарил, сказал: «Спасибо, это очень кстати». А в понедельник я читаю статью, в которой говорится о том, что обслуживающая фонтан компания откупилась 30 тысячами, а администрация парка предложила мороженку и поход в парк, — рассказал Георгий. — Владислав говорил, что их основная задача — чтобы больше никто не пострадал. Поэтому его вместе с супругой возмутило, что фонтаны не были отключены.
В парке проводили проверку, осмотрели решетки и не нашли никаких повреждений. Чтобы прояснить момент с решетками и их остротой, в Aquabrand устроили небольшой ликбез о конструкции фонтанов.
Итак, пешеходные фонтаны бывают четырех типов:
с решетками из нержавеющей стали, которые со временем начинают выглядеть гораздо хуже;
с решетками из оцинкованной стали, которые из-за хлора в воде через несколько лет становятся опасными, так как напыление набухает и вздувается;
с композитными решетками, которые не гниют, не портятся, выдерживают вес легкового авто;
и полностью гранитные фонтаны, где каждая плита весит в районе сотни килограммов, из-за чего фонтан тяжелее обслуживать.
Фонтан в Казани, как и все остальные, сделанные компанией — с композитными решетками. И, по словам Георгия, заменить их нечем.
— Из того, что есть на рынке на сегодняшний день, эта решетка — самая безопасная. Давайте всё на гранит переделаем? Давайте. А как его обслуживать потом? Как его чистить с этими гранитными плитами, каждая из которых весит сто килограммов? — ответил директор компании. — Мы уже просканировали рынок. Ушло много европейских производителей, и исчезла возможность заказать что-то в Европе или Америке.
Как защититься от фонтанов?
Поставить у каждой такой конструкции человека, который бы следил за детьми и объяснял родителям правила — невозможно. Но ряд мер уже разработали. Правда, пока они будут действовать только в Казани, где у Aquabrand контракт с городом. Хотя прошлые заказчики тоже заваливают компанию вопросами.
«Нам уже звонят наши клиенты, которым мы строили фонтаны, спрашивают, что теперь делать и чем чревата ситуация»
Пока у фонтанов будут ставить большие информационные щиты, правила на которых будут читаться с обеих сторон. Каждые полчаса будет звучать аудиосообщение для родителей с призывом ознакомиться с правилами и донести информацию до детей. Третья мера — самая радикальная и может привести к тому, что детям просто перестанут нравиться фонтаны.
— В дневное время фонтаны будут работать с высотой струи не более метра. Пока у нас стандарт — струя в 2–2,5 метра. И струи [днем будут] пенные, как струя шампанского с пузырьками: такие не могут нанести травмы, — добавляет Георгий Казакевич. — Если снизить высоту струи — это, конечно, некрасиво, сразу ломает всю картинку, но зато безопасно. Дети же бегают почему — им хочется пробежать так, чтобы струя не намочила. А если струя будет метр — вопрос отпадет. Это, правда, и на фонтан особо походить не будет... ну, значит, прошла эпоха этих фонтанов.
Уголовное дело и перспективы
После случившегося с Мироном в СК Татарстана уже возбудили уголовное дело по части 1 статьи 238 УК РФ («Оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности»).
Причем в стране случаи травмирования детей, к сожалению — не редкость. В июле, например, во Владивостоке девятилетняя девочка получила разрыв промежности после игр в сухом фонтане, а в 2015 году в Краснодаре восьмилетнего мальчика подбросило в воздух струей воды. До уголовных дел в итоге не дошло, а в краснодарском случае в полиции, комментируя произошедшее, напротив, говорили о штрафах за купание в местах, где выставлены щиты с предупреждающими и запрещающими знаками.
«В большинстве случаев, если висят правила, а родители детей не ознакомили, они остаются виновными»
Другая ситуация была в Волгоградской области, когда школьницу убило током в неисправном фонтане. Тогда город обязали выплатить компенсацию в размере годового бюджета.
Адвокат из Екатеринбурга Сергей Колосовский, специализирующийся на уголовном кодексе, считает, что в случае Мирона возбуждение дела совсем не гарантирует того, что кто-то понесет наказание.
— Если ребенок поскользнулся и упал — так это могло где угодно произойти. Другой вопрос — если пальцы оторвало прямой струей воды, — отмечает Сергей Колосовский. — Уголовное дело ни к чему не приведет. Наиболее вероятно, что проведут следственные действия, отчитаются, что сделано всё, что можно, и прекратят дело за отсутствием состава преступления.
Что касается возможных штрафов для родителей за нарушение прописанных правил, то тут, по мнению адвоката, тоже риски минимальны. А сами информационные стенды с правилами нужны для снятия ответственности с городских властей и компании, обслуживающей конструкцию.
— Вопрос в том, позиционируется фонтан как зона для ходьбы или как декоративный элемент. Вот, допустим, на памятник Свердлову кто-то залезет и упадет. Не будут же за это привлекать городскую администрацию или главархитектуры, — добавил адвокат. — Поэтому, если фонтан не приспособлен для прогулок и бега, то те, кто его построил, ответственности не несут. А если приспособлен, то есть ли технические требования и ГОСТы по оборудованию таких фонтанов? Если нет — то вообще ловить нечего, а если есть, то, скорее всего, они не нарушены.
«[Наличие плакатов с правилами] не то чтобы перекладывает вину на родителей, а в первую очередь снимает вину с лица, выполнившего работы»
Родители Мирона рассматривают вариант с обращением в суд.
К теме фонтанов также стоит добавить, что опасны они могут быть не только конструкцией, но и качеством воды. Мы рассказывали, почему нельзя разрешать детям в них купаться. А в Асбесте недавно взрослые пострадали, пытаясь забраться на фонтан.