58-летний екатеринбуржец с тяжелым диагнозом полгода безуспешно добивался освобождения из колонии по состоянию здоровья. Врачи дали заключение, что он может отбывать наказание и его жизни ничего не угрожает, однако 11 июля Александр Червяков умер, так и не успев обжаловать это решение. Рассказываем, как приговор в итоге оказался смертельным.
10 лет колонии
В декабре 2019 года экс-начальника отдела гостехнадзора регионального министерства агропромышленного комплекса Александра Червякова признали виновным в том, что он продавал права на управление трактором без экзаменов. По версии следствия, таким образом за четыре года он помог получить права 32 водителям на общую сумму 905 тысяч рублей (ч. 5 ст. 290 УК РФ). Ему дали огромный срок — десять лет колонии — и назначили штраф в полмиллиона рублей.
Свою вину Александр так и не признал и говорил, что виноваты другие сотрудники технадзора, которые также проходили по этому делу, но заключили со следствием досудебное соглашение.
На момент вынесения приговора Червяков уже страдал сахарным диабетом второго типа с инсулинопотребностью, сердечной недостаточностью и стенокардией. С 2005 года он перенес несколько инфарктов миокарда и операций на сердце, вынужден был постоянно принимать лекарства. После отправки в колонию его состояние значительно ухудшилось. Бывший чиновник подавал ходатайство на медицинское освидетельствование.
— Есть постановление правительства, что с определенными заболеваниями отбывать наказание в виде лишения свободы нельзя, — объясняет адвокат Владимир Кривоногов. — Когда я к нему приехал, он уже был очень плох. Но наша ФСИН ему отказала в освидетельствовании. На мой взгляд, по формальным причинам.
За полгода до смерти
Александр Червяков вместе с адвокатами почти полгода пытался добиться освидетельствования и медицинского заключения, что с его заболеваниями отбывать наказание в колонии нельзя.
— В ИК-2 есть областная больница для осужденных, там ему отказали в направлении на медосвидетельствование, — рассказал Владимир Кривоногов. — Всё это незаконно и привело к огромной потере времени и ухудшению дальнейшего его здоровья. Когда я подключился к этой ситуации, мы сделали свое собственное заключение по имеющимся документам.
Исследование, проведенное комиссией экспертов из ООО «Уральская частная судебно-медицинская экспертиза», указало, что по сердечному заболеванию надо провести дополнительную экспертизу, чтобы установить точную стадию сердечной недостаточности, а степень диабета подпадает под перечень заболеваний, препятствующих отбыванию наказания.
— Мы подали ходатайство на освобождение осужденного, — вспоминает Владимир Кривоногов. — В суде заявили ходатайство о проведении официального освидетельствования. Фактически с боем добились. Суд удовлетворил его, но на комиссию его почему-то отправили в Ивдель, а там у них ничего, кроме градусника и зеленки, нет.
По словам защитника, в Ивделе его клиента вообще не проверяли из-за отсутствия такой возможности у медиков.
— Он сам мне сообщал, что врачи в целом не проверяли. Врачи прямо ему сказали: «Проверить тебя мы не можем. Ни аппаратуры, ни специалистов нет». Естественно, написали заключение, что он может содержаться, — рассказал адвокат. — Мы это решение обжаловали. Суд нам отказал, потому что заключение нашей комиссии выполнено негосударственным органом. Это решение мы обжаловали в апелляции, но на этой стадии осужденный уже скончался.
У Александра Червякова остались жена, сын и дочь. Родственники намерены привлечь за халатность врачей, которые проводили освидетельствование.
Мы отправили запрос в пресс-службу свердловского ГУФСИН, на момент выхода материала ответ еще не поступил.
Ранее мы рассказывали, как уралец выиграл суд у колонии за то, что ему станком оторвало руку по самое сердце. Почитайте также, как молодой мужчина чуть не потерял в колонии ногу: из-за начавшейся гангрены у него отпал палец.