Желание людей уединиться, как можно дальше уехать в лес или на рыбалку обходится порой очень дорого. Плохо потушенный костер в тайге, окурок или брошенная бутылка в жаркую и ветреную погоду могут стать причиной серьезных лесных пожаров. Они окутали с разных сторон Свердловскую область, которая вошла в пятерку регионов России, наиболее пострадавших от огня, а центр Урала, Екатеринбург, нередко страдает от смога.
Чтобы тушить пожары в труднодоступных местах, нужны самолеты, люди, продовольствие, снаряжение и средства тушения. Это тяжелый, ответственный труд, которым ежедневно занимаются парашютисты-пожарные Алапаевского авиаотделения Уральской базы авиационной охраны лесов.
Рабочий день здесь начинается с расчета маршрута, количества человек, объема топлива для самолета, веса продовольствия и оборудования. Затем экипаж с огромными тюками, рюкзаками и парашютами отправляется на аэродром, где уже ждет подготовленный к полету Ан-2.
— Сегодня наш маршрут: Алапаевск — Серовский район — Сосьва — Алапаевск, — рассказывает летчик-наблюдатель, начальник Алапаевского авиаотделения Уральской базы авиационной охраны лесов Александр Агапов. — Продолжительность полета — 4–4,5 часа. Наша задача — это мониторинг пожарной опасности, будем искать лесные пожары. Если найдем, будет выброска парашютистов.
Весь груз складывается в самом начале салона. Во время взлета все, кто находятся в самолете, собираются в носовой части, чтобы 30-летнему кукурузнику было легче взлетать. Ежедневно пожарные по несколько часов патрулируют на нём лесные территории с воздуха. Если возгораний нет, они возвращаются на базу. Если же лес горит, производится выброска. Это дело для сильных духом и смелых людей.
— Вот такая работа, — замечает парашютист-пожарный Алексей Богданов, когда через час полета фоторепортера немного затошнило от бесконечной тряски, — вчера пять часов летали, пожаров не было. Вернулись. Но сегодня точно будем прыгать. Направляемся в Сосьвинский район. С собой спальники, палатки, средства пожаротушения: лопаты, топоры, РЛО (ранцевые лесные огнетушители).
После часа полета замечаем внизу лесной пожар. Старший инструктор группы Юрий Наумов обсуждает с летчиком-наблюдателем Александром Агаповым дальнейшие действия: подбор площадки и выброску на нее парашютистов. Пожарные начинают технично и быстро переодеваться в красные защитные костюмы, а затем фиксируют на себе парашюты. Очень важно ничего не забыть. Процесс контролирует инструктор Юрий Наумов. Он сосредоточен, спокоен и немногословен.
После выброски пристрелочной ленты к прыжку готовятся три человека.
— Будьте осторожны: ветер сильный, за площадку не заходите, — говорит им руководитель Александр Агапов, — Удачи!
На световом табло загорелся зеленый цвет, раздался длинный звуковой сигнал, и дверь Ан-2 открылась. В салон самолета влетел свежий ветер, а трое парашютистов-пожарных нырнули в бескрайние зеленые просторы. Оставшиеся на борту внимательно следят, как приземлились ребята.
Затем вниз сбросили оборудование и продовольствие. Для этого дверь Ан-2 открывалась еще два раза.
И наконец вниз отправляются еще двое. Потушив пожар, ребята вернутся домой в воскресенье утром, а уже в понедельник — новый облет.
По информации властей региона, 85% всех природных пожаров в Свердловской области выявляются и ликвидируются в первые сутки благодаря системе наблюдения за лесами. Она включает в себя 80 видеокамер на вышках сотовой связи, наземное и авиапатрулирование и спутниковый мониторинг.
На прошлой неделе сразу в нескольких районах Свердловской области вспыхнул лес, а Екатеринбург накрыло смогом. Сильнее всего пострадал поселок Безречный, там сгорело несколько частных домовладений.
А еще прочитайте, как в прошлом году на протяжении нескольких недель тушили огромные площади лесного пожара в районе озера Глухого.