Вечером в пятницу, 25 марта, на перекрестке 2-й Новосибирской и Эскадронной 11-летняя девочка погибла в ДТП. Водитель BMW, уходя от столкновения с красной Mazda 3, выехал на тротуар, где девочка ждала автобус. Школьница скончалась, не дождавшись помощи.
Екатеринбургский юрист Гирфан Мирасов, который занимается ДТП почти 15 лет, и урбанист Александр Свалухин подробно рассказали, кто виноват в смерти школьницы. И как подобных трагедий можно избежать.
Разбор юриста
— Сначала изобразим схему, исходя из показаний водителя BMW и фотографий. Водитель BMW, с его слов, ехал со скоростью 60 км/ч со стороны Солнечного, — говорит Гирфан Мирасов. — На перекрестке с Эскадронной справа от него выехала красная Mazda, из-за чего водитель BMW вырулил правее, заехал на зону посадки пассажиров и сбил там девочку, ждущую автобус.
На данном перекрестке светофора нет, так как Эскадронная после этого перекрестка закрыта из-за дорожных работ. Поэтому преимущество главной дороги у водителя BMW: соответствующий знак там стоит. Казалось бы, водитель Mazda нарушил ПДД, не пропустил BMW и он виноват в смерти девочки — по крайней мере первоочередно. Однако посмотрим внимательнее. Я занимаюсь разными ДТП почти 15 лет, могу на кое-что обратить внимание.
«Первое, что бросается в глаза: самого столкновения автомобилей не было, а водитель BMW совершал так называемый маневр уклонения»
В судебной практике в таком случае действительно почти всегда вина ложится на нарушителя ПДД. Суд рассуждает так: действия пострадавшего были оправданы, он пытался минимизировать ущерб и в принципе ни в чём не виноват. Существенный фактор в таких случаях — риск здоровью людей. Ведь, избегая столкновения, пострадавший минимизировал именно этот риск и в какой-то мере спас здоровье нарушителя, не впечатавшись в его автомобиль. В таких случаях трудно спорить с виновностью.
«Но тут другое дело — умер человек. Уже один этот фактор говорит о том, что выбранный маневр не был оправдан»
К тому же водитель BMW должен осознавать, что уклонение им производится в сторону пешеходной части, а сам он управляет источником повышенной опасности, способным запросто убить человека. Так возникает первый вопрос к водителю BMW: с какой целью он поехал на тротуар? Очевидный факт состоит в том, что он не справился с управлением и допустил наезд на пешехода на тротуаре, сознательно изменив траекторию своего движения.
И вот тут мы обращаемся к пункту 10.1 ПДД, суть которого состоит в том, что водитель обязан так управлять машиной, чтобы постоянно контролировать движение своего автомобиля. Из указанного совершенно очевидно, что данный пункт водителем BMW был нарушен.
Теперь перейдем к деталям, указанным в новости. Первое, что я по опыту вижу — слова водителя BMW о том, что ехал он со скоростью 60 км/ч. Очень напоминает типичные показания «шумахера», который знает, что 60 км/ч — предельная скорость в черте города и в полиции надо говорить именно так.
Допустим, что он ехал с этой скоростью. Посмотрим, где он остановился. Благо фотографии прилагаются, а «Яндекс» еще поможет нам посчитать расстояние. Получается, что с предполагаемого момента начала уклонения до столкновения с пешеходом водитель BMW проехал порядка 30 метров. Именно до столкновения. До полной остановки это еще больше, разумеется. На фотографии видно, что BMW весьма далеко отъехал от перекрестка.
У экспертов есть формула расчета торможения, а каждый, кто водит автомобиль, прекрасно сам поймет, что 30 метров для 60 км/ч — это многовато. При скорости 60 км/ч формула дает нам примерно 20 метров торможения, а здравый рассудок опытного автомобилиста подсказывает: водитель BMW лжет.
«Во-первых, судя по всему, ехал он гораздо быстрее. Во-вторых, не принял мер по торможению немедленно при возникновении опасности»
А теперь немного додумаем. Все, кто знает этот перекресток, знают и то, что по Новосибирской можно хорошо так разогнаться, чем часто пользуются любители быстрой езды на всяких там BMW.
Так или иначе вся вина в смерти девочки лежит исключительно на водителе BMW, который явно нарушил пункт 10.1 ПДД. А еще, скорее всего, пункт 10.2: совершил необдуманный и ничем не оправданный маневр и убил человека. Да, водитель Mazda, вероятно, виноват, хотя это еще надо доказать, ведь пока это только слова водителя BMW.
«Но водитель Mazda к смерти девочки отношения никакого не имеет. Всё, в чём виноват — причинение вреда имуществу пострадавшего»
Не его вина, что водитель BMW решил покинуть дорожное полотно, типа «уворачиваясь». Для сравнения: как если бы водитель самосвала, уворачиваясь от столкновения с легковым автомобилем, въехал бы в остановку, полную людей, и всех убил. Спрашивается, ты вообще видишь, куда ты едешь? Кто тебе вообще сказал, что можно выезжать на тротуар, спасая свой бампер?
Надеюсь, водитель BMW присядет как следует и больше никогда в жизни не окажется за рулем.
Разбор урбаниста
— Ужасная трагедия показывает, что наш город некомфортен и небезопасен: лишиться жизни можно, просто стоя на остановке. Про ошибки водителей (человеческий фактор) уже сказано: один «внезапно выехал со второстепенной улицы», другой стал маневрировать вместо того, чтобы тормозить, — считает Александр Свалухин.
«Да, ушел от столкновения с Mazda и спас свою машину от серьезных повреждений. Но убил девочку на остановке, которая просто ждала автобус»
Никто в этот день не планировал погибать, никто не планировал становиться убийцей. Давайте взглянем на ситуацию шире и посмотрим на обстоятельства, которые привели к страшным последствиям. Определим, что городские власти должны сделать, чтобы подобное не повторилось.
Неправильная организация движения на перекрестке. Водитель Mazda двигался по Эскадронной через 2-ю Новосибирскую. Раньше перед этим перекрестком были светофор, знаки «Пешеходный переход», «Уступи дорогу» и табличка «Стоп». Это даже зафиксировано на «Яндекс.Зеркалах» в конце мая 2021 года.
Однако некоторое время назад этот перекрёсток перестал быть регулируемым и безопасным. Демонтировали светофор, знак пешеходного перехода, табличку «Стоп». Остался только знак «Уступи дорогу». Возможно, это было сделано ради борьбы с пробками. Если всё так, то мы стали свидетелями того, как эта самая борьба навредила безопасности пешеходов.
Опасная разрешенная скорость. Сообщается, что водитель BMW двигался со скоростью около 60 км/ч — еще раз убеждаемся, что это слишком высокая для города скорость: наезд на пешехода становится смертельным. На более низких скоростях у водителей больше шансов «справиться с управлением», оттормозиться и избежать вылета в пешеходов.
Если городу важно снизить число погибших и тяжело пострадавших в ДТП — он должен начать снижать максимально разрешенную скорость на улицах в жилой застройке. Ну и контролировать этот режим при помощи камер. Даже если ввести лимит в 40 км/ч, на время в пути это никак не повлияет. Серьезно. Сейчас средняя скорость движения на улицах, где есть светофоры, это всего лишь 21,2 км/ч (по данным на 2020 год). Движение часто «рваное»: водители то разгоняются до 80 км/ч и выше, то стоят глухих в пробках. Снижение скоростного лимита сделает движение более равномерным и безопасным.
Недоделанная остановка. Погибшая девочка ждала автобус на остановке «Эскадронная улица» в направлении к Санаторной. Что не так с этой остановкой? Долгое время она была неофициальной: пассажиров высаживали просто в грязь или на вытоптанный газон (в зависимости от сезона).
ГИБДД даже запрещала останавливаться на этой остановке: полицейские обратили внимание на то, что остановки не оборудованы для высадки пассажиров: у них отсутствуют знаки и твердое покрытие. После чего разгневанные родители из Солнечного даже жаловались на этот запрет в мэрию.
— Ведется строительство данных остановок. За минувшие выходные организованы временные остановки для общественного транспорта в районе улиц Окружной и Эскадронной, — сообщали в мэрии в середине ноября.
Посмотрите, как выглядит эта временная остановка: тесная полоска между проезжей частью и забором, неровная поверхность, знак остановки на уровне человеческого лица.
«По фото с места ДТП видно, что это, скорее, грязная обочина, чем городская остановка общественного транспорта»
Вообще это место можно назвать одним из самых неприятных в городе с точки зрения пешеходов: шум, грязь, тесные или отсутствующие тротуары, бесконечные заборы.
Нет места для навеса для пассажиров — мешает забор. Трагедии могло не случиться, если бы в этом месте была полноценная остановка общественного транспорта с навесом, который для комфорта и безопасности пассажиров размещают в нескольких метрах от проезжей части. Здесь установке такого навеса мешает забор автостоянки, которая, по данным проекта «Украденный Екатеринбург», располагается на муниципальной земле и является нелегальной.
Глава Следственного Комитета Александр Бастрыкин взял на контроль расследование этой трагедии. Хочется надеяться, что дело не ограничится только определением степени вины водителей, а повлияет на устранение факторов, которые прямо или косвенно привели к этой аварии. Вот что стоило бы сделать для безопасности и удобства горожан в этом конкретном месте:
Вернуть светофорное регулирование и пешеходный переход на перекресток 2-й Новосибирской (Зенитчиков) и Эскадронной улиц.
Снизить скоростной режим до 40 км/ч на 2-й Новосибирской, Эскадронной и Зенитчиков.
Проверить законность размещения платных автомобильных стоянок между улицами Новосибирской и 2-й Новосибирской (Зенитчиков).
Привести остановку общественного транспорта «Эскадронная улица» в соответствие с национальными стандартами: твердое покрытие, навес для пассажиров, освещение, элементы безбарьерной среды, удобные и безопасные пешеходные подходы.