Накануне, 24 февраля, в Екатеринбурге прошли несогласованные антивоенные протесты. На них задержали десятки человек, многих из них привезли в ОП № 11. Показываем, что там происходит.
К 21:30 в отделе полиции объявили план «Крепость». Члены ОНК находились внутри, однако правозащитники жаловались, что их не пускают. Друзья и просто неравнодушные горожане тем временем привозили задержанным еду, воду, шоколадки.
— Я узнал от своей знакомой, что ее задержали и что с ней в автобусе еще 30 человек. Так что купил продукты, печенье и привез сюда. Людей могут достаточно долго здесь держать, и им, может, захочется почувствовать какую-то поддержку от тех, кто сейчас стоит по другую сторону забора, — рассказал екатеринбуржец Денис.
Дарья — одна из задержанных. Свое решение выйти на площадь она объясняет просто.
— Страшно. Хочется мира во всём мире. Я боюсь войны, я не хочу ее. Я не уверена во многом, но в этом уверена абсолютно.
Полицейские «просто взяли ее за руки и повели». Дарья не сопротивлялась и с жестокими действиями полицейских она не столкнулась. На нее, как и на остальных задержанных, оформили протокол по 20.2 КоАП, часть 5 (это статья о нарушении установленного порядка организации либо проведения митинга).
— Я знаю, что один мужчина просто посигналил из машины, а его за это тормознули и задержали. Телефоны у нас всех сразу забрали. Потом мы ждали. Долго. Сначала оформляли объяснительную, затем — протокол о том, что нас задержали, и еще протокол об административном нарушении. Каждого оформить — это долго, поэтому людей не отпускают, — рассказала Даша.
Не все задержанные оказались столь удачливы, как Даша. Так, парня по имени Владимир увезли из отдела на скорой.
— Как я поняла, при нём жестко задерживали девушку, и он за нее вступился. Его ударили дубинкой по голове. Когда Владимира привезли в отдел, он был весь в крови. Кровь стекала по рукам, по рубашке. Скорой при этом не было около двух часов. Люди стоят в коридоре, я сама простояла больше двух часов. Мы с трудом выпросили, чтобы хотя бы Владимиру дали стул, — объяснила Ирина Скачкова.
Ирина — председатель регионального отделения партии «Гражданская инициатива». Однако в отделе она была не как правозащитница, а как одна из задержанных.
— Во-первых, я хочу выразить огромную благодарность активистам, приехавшим поддержать нас. Это неимоверно вдохновляет. Во-вторых, у меня такое ощущение, что сотрудники полиции намеренно затягивают процедуру. Но это только мое ощущение, сами они говорят, что просто людей много, — описала ситуацию Ирина. Полицейские составляют протоколы, а затем приглашают на беседу. Я беседовать отказалась и ничего объяснять не стала. Сотрудник Центра «Э» спросил меня, не состою ли я в группировках экстремистской направленности. Я просто рассмеялась ему в лицо. Я сказала: «У нас борьба с коррупцией — это экстремизм, а убивать людей — это не экстремизм?» После этого он понял, что со мной говорить бессмысленно.
Примененные к задержанным меры Ирина называет «совершенно неадекватными и необоснованными».
По информации члена ОНК, внутрь ОП допущены двое адвокатов. У входа в отделение произошел спор.
— Правозащитников пускают по одному, они пытаются прорваться, — передал наш корреспондент.
По данным ОВД-инфо (организация признана в России иностранным агентом. — Прим. ред.), всего этим вечером в городе задержали 39 человек.
Мы рассказывали о самом митинге и показывали, как проходили задержания.
О развитии ситуации на юго-востоке Украины мы следим в режиме онлайн.