Происшествия подробности «Я не камикадзе»: что не так в деле пилота, который увернул самолет от стаи птиц и спас 43 пассажира

«Я не камикадзе»: что не так в деле пилота, который увернул самолет от стаи птиц и спас 43 пассажира

Евгений Внуков решился пойти против системы и получил уголовное дело с перспективой сесть в колонию на 6 лет

Посадка с деформацией пневматиков у Ан-24 (так называют колеса у самолетов) случилась в августе 2020 года в аэропорту Черемшанка

Регулярный рейс авиакомпании «КрасАвиа» из Туры в Красноярск закончился авиационным ЧП. Пилот Ан-24 Евгений Внуков, уходя от стаи птиц, совершил резкое снижение, посадил борт, но в результате пробежки по взлетно-посадочной полосе оказались повреждены три пневматика (шины) на обеих стойках шасси. Пассажиры почувствовали вибрацию, кто-то увидел в иллюминаторе дым от стертых покрышек. В общем, люди отделались легким испугом и поехали по своим делам. Никто не пострадал. Но вот для пилота все обернулось судом и уголовным делом с перспективой получить реальный срок. Обычно такие истории остаются в стенах компаний, а достоянием общественности и юристов становятся чуть ли не впервые. Подробности — в материале NGS24.RU.

Евгению Внукову всего 46 лет, но уже несколько лет он на пенсии. Этот статус пилоты получают за проведенные за штурвалом часы. За исключением двух лет в армии, Внуков не прекращал летать, как только окончил летное училище в 1994 году. В «КрасАвиа» он начал работу весной 2020 года, до этого летал в авиакомпании «Турухан». Спокойная пенсия на диване не для него, он бы и дальше работал по профессии, но после нерядовой посадки в аэропорту Черемшанка в августе 2020 года почти всё время занимают суды.

Что произошло?


3 августа 2020 года Внуков в качестве командира воздушного судна выполняет регулярный рейс из Красноярска в Туру, столицу Эвенкии, и обратно. В самолете Ан-24 было 43 пассажира и еще 4 члена экипажа, всего 47 человек.

Приземление в аэропорту под Красноярском. Со второй камеры видно, как задымились покрышки при пробеге по ВПП

— Обратный полет в целом прошел нормально, но при заходе на посадку в аэропорту Черемшанка на пути у борта появилась большая стая птиц. Ее заметил второй пилот Захаров, — вспоминает Внуков.

Пилот принял решение «поднырнуть» под нее, пошел на резкое снижение и посадил самолет на взлетно-посадочную полосу (ВПП).

— Коснулся ВПП с первого раза и начал пробежку. Но в этот момент самолет резко потянуло влево, через пару секунд — вправо. Мне удалось выровнять Ан-24, мы остановились на полосе. После этого необходимо развернуться и доехать до места высадки пассажиров, но тут я замечаю, что переднюю стойку шасси заклинило. Я доложил об этом диспетчеру и выключил двигатели. Смотрю в окно и вижу, что колесо с моей стороны спущено. На улице уже заметил, что то же самое и со вторым колесом передней стойки, — резюмировал пилот.

Рассказ Евгения Внукова о нештатной ситуации журналисту NGS24.RU показался удивительно обыденным и спокойным, абсолютно без эмоций. Внуков ответил вопросом на вопрос: «А что вы делаете, если видите препятствие на дороге, находясь за рулем»? Журналист ответил, что тормозит.

— У самолета возможности затормозить нет. Вы либо начинаете набирать высоту, либо — снижаться. Учитывая близость ВПП в этом случае, я выбрал второе. Из-за снижения и, как следствие, быстрого сближения с землей сработала автоматика (лампочки на бортовой панели). Если пилот плохо знает аэропорт, то он идет на второй круг. По моему мнению, заход на второй круг этот самолет мог бы и технически не выдержать, поэтому я принял решение идти на посадку с первого раза, — пояснил пилот.

Птицы ни при чем: самолет стало бросать из стороны в сторону на ВПП. Почему?


Уже во время судебного процесса сторона защиты получила справку по результатам обработки полетной информации, в том числе записи с самописцев. После некоторых моментов бросает в холодный пот, но становится понятно, из-за чего могло произойти разрушение колес (пневматиков).

Судя по документации, касание ВПП произошло на скорости 227 километров в час. Проверяющие сочли, что она была слишком большая, по правилам, говорит адвокат, эта скорость может доходить до 300 километров в час — ничего криминального в этом нет.

— Когда посадка происходит успешно, бортмеханику идет сигнал «снять винты с упора». На Ан-24, да и на других самолетах двигатели мгновенно меняют направление вращения, создавая отрицательную тягу, тем самым самолет быстро останавливается. Причем работа двигателей должна быть синхронной, чего в этом случае не произошло: на скорости в 211 километров в час мы видим, что отрицательная тяга возникла только у левого двигателя. Через 4 секунды они поменялись местами — отрицательная тяга зафиксирована уже на правом двигателе, а левый снова начал работать, как прежде. И только спустя 7 секунд они начинают работать синхронно, — прокомментировал данные в документации адвокат пилота.

Как это выглядело в аэропорту: самолет сразу после посадки на приличной скорости сначала начало кренить в одну сторону, потом — в противоположную. Внукову удалось стабилизировать машину только после того, как двигатели начали работать синхронно. К счастью, всё закончилось благополучно и никто из пассажиров не пострадал.

Прокуратура полгода проводила проверку и пришла к выводу о вине экипажа

Адвокат считает, что эти данные требуют отдельного расследования.

— Я всегда подчеркиваю: мы не возим каких-то «неваляшек», и я не камикадзе. Мы возим людей и несем за них ответственность. Мы обязаны доставить их из пункта А в пункт B безопасно и комфортно. Неважно, какая техника — Ан-24, Boeing или ATR. Суть не в этом, я так воспитан и передаю этот опыт будущим командирам или вторым пилотам, которые летают сейчас не только в Сибири. Я вам больше скажу:

«Ан-24 / Ан-26 — самые безопасные машины, они сделаны из железа, а не из пластика»

На Boeing, Airbus, грубо говоря, это уже операторы работают, а не летный состав, — делает вывод пилот.

В суд решаются идти единицы


Подобные авиаинциденты хоть и нечасто, но случаются практически во всех авиакомпаниях. Однако обычно всё списывается на человеческий фактор и остается внутри — авиапредприятиям невыгодно выносить информацию о нештатных случаях в публичную плоскость. Да и пилоты редко идут против руководства, говорит Сергей Новосельцев.

— Это выгодно авиакомпаниям — всё списывать на сотрудников. Пилоты — профессионалы в небе, но в юридической плоскости, в противостоянии с авиакомпанией они беспомощны и не знают, как себя защитить, — сделал вывод адвокат.

Евгению Внукову следователи предложили без возбуждения уголовного дела признать себя виновным и заплатить судебный штраф. Однако это только с первого взгляда выигрышный вариант. Чем он грозил пилоту, поясняет адвокат:

— Потерпевшие, которых 37 человек, могли бы спокойно подать на моральный ущерб. Кто-то предъявляет 100 тысяч, кто-то — 300, есть случаи и по 700 тысяч, только моральный вред. И он обязуется возместить вред, причиненный преступлением. Он не смог бы оспорить и гражданский иск авиакомпании по воздушному судну. Насчитали ему 291 тысячу, он будет обязан выплатить, такое развитие событий. Вообще я бы назвал это следственной игрой для получения процессуального результата. Для Внукова создается иллюзия позитивного решения, но на самом деле это не так, — говорит Новосельцев.

Всё, что осталось от колес (пневматиков). А рулевую стойку и вовсе заклинило

После того как Внуков отказался от предложенного «стандартного» варианта, на него, по его собственным словам, начали давить.

— Любой авиаинцидент — это совокупность факторов. Я выполнил свою работу безопасно, но мне выписали штраф. Я его заплатил, начались выговоры. А после еще и Следственный комитет, уголовное дело. Что из меня делать зверя, я этого не понимаю. Я такой же человек, как и вы. Просто вы свою работу выполняете, а я — свою. Поэтому я начал отстаивать свою точку зрения как человека и пилота, — подытожил Внуков.

На сегодняшний момент Внукову вменяют нестабилизированный заход на посадку, увеличение скорости при заходе на посадку, нестабильное приземление, истирание и разрушение внешнего и внутреннего пневматиков (колес) левой опоры шасси и внешнего пневматика правой опоры шасси, что создало угрозу для жизни и безопасности пассажиров. Правоохранители завершили расследование уголовного дела в отношении пилота за оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности, предназначенных для детей в возрасте до шести лет (пункт «б» части 2 статьи 238 УК РФ, максимальное наказание по ней — лишение свободы до 6 лет и штраф 500 тысяч рублей).

*****

Спустя полгода Западно-Сибирская транспортная прокуратура огласила результаты проверки. Разрушение покрышек шасси Ан-24, по их данным, произошло из-за нарушений экипажем техники пилотирования. Именно с подачи прокуратуры, говорят в «КрасАвиа», было возбуждено уголовное дело.

Версия авиакомпании

«КрасАвиа» — одна из самых крупных региональных авиакомпаний в стране, принадлежит краевым властям. В настоящее время авиапарк состоит из 47 воздушных судов, таких как АТR-72, АТR-42, Як-42Д, Ан-24-РВ, Ан-26-Б100, Л-410УВП-Э20, а также вертолетов Ми-8Т, Ми-8АМТ, Ми-8МТВ. Программа реновации самолетного парка реализуется АО «КрасАвиа» совместно с Министерством транспорта Красноярского края и Правительством Красноярского края.

Мы задали несколько вопросов руководству «КрасАвиа». На них ответил гендиректор Андрей Егоров. Во-первых, что именно произошло в аэропорту при посадке рейса Тура — Красноярск?

«В результате инцидента, который произошел 03.08.2020 в аэропорту Черемшанка с воздушным судном Ан-24РВ RA-46466, были разрушены три пневматика основных опор шасси вследствие интенсивного торможения при посадке на скорости выше рекомендованной в условиях взлетно-посадочной полосы ограниченных размеров».

Говоря о высокой скорости, в «КрасАвиа» приводят данные отчета. В нем указано, что при заходе на посадку на высоте в 150 метров скорость самолета была 295 километров в час (до ВПП остается полтора километра). Совершил посадку борт на скорости в 227 километров в час, хотя должен был уйти на второй круг. Поскольку он этого не сделал, уже на земле пришлось применять экстренное торможение, что и привело к разрушению колес.

Авиапарк в «КрасАвиа» обновляют постепенно за счет самолетов ATR

Данные о том, что сигнал «снять винты с упора» не удалось выполнить, поскольку двигатели не работали синхронно, в «КрасАвиа» не подтвердили. Таких данных, по их словам, нет в выводах комиссии, которая расследовала этот случай.

— В случае несинхронного снятия винтов с упора, на которые ссылается Внуков, в соответствии с руководством по летной эксплуатации он обязан был отключить неисправный двигатель, чтобы не допустить разворота самолета. Данный факт был проанализирован в ходе расследования и не подтвержден, так как сигнализация не срабатывала, в переговорах экипажа данный факт отсутствовал, двигатель отключен не был, отклонения по курсу не было (было смещение следов на ВПП, но не отклонение от курса, смещение не является подтверждением разворота самолета), — говорят в авиакомпании.

За произошедшее 3 августа Евгений Внуков получил выговор от руководства авиакомпании, обжаловал это решение в Советском районном суде, а позже в краевом, но проиграл.

Самолет Ан-24РВ RA-46466, по данным «КрасАвиа», выпущен в 1975 году, продление летной годности прошел в 2020 году, эксплуатируется по сей день.

— Все заявления пилота о технической неисправности ВС были проверены и комиссией в ходе расследования и в дальнейшем в целях допуска ВС к дальнейшей эксплуатации, и своего подтверждения не нашли, — подытожили в «КрасАвиа».

Дело Евгения Внукова рассматривает Емельяновский районный суд Красноярского края. Мы будем следить за развитием событий.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
44
Форумы
ТОП 5
Мнение
Что мы на самом деле отмечаем 4 ноября? Уральский историк рассказал увлекательный детектив из прошлого
Андрей Ермоленко
историк
Мнение
«Не сушите на батареях»: советы мастера — как не убить обувь осенью и зимой
Роман Тамоян
мастер центра по реставрации обуви
Мнение
«Придется снижать цены»: миллиардер — о том, что ждет рынок недвижимости в 2025 году
Анонимное мнение
Мнение
«Териберка впечатлила меньше всего». Колонка туристки о невероятном путешествии в Мурманскую область
Серафима Путиева
Мнение
Страшно. Красиво. Как блогер из Екатеринбурга отдыхала в Крыму под звуки выстрелов
Ольга Чиги
блогер
Рекомендуем
Знакомства
Объявления