Алена (имя изменено. — Прим. ред.) живет в квартире с тремя другими людьми. И эта жизнь напоминает настоящий коммунальный ад.
Комнату на улице Начдива Онуфриева Алена купила пару лет назад. Девушка была счастлива: наконец-то собственное жилье и, казалось бы, приличная семья в качестве соседей. А именно: 74-летняя бабушка, ее дочь и внук. Дочери — 54 года, внуку — 33. Однако семье соседство не понравилось.
— Они считают, что раз живут в этой коммуналке с самого начала, то у них больше прав, чем у меня. Так что они запрещают мне почти всё. Приглашать гостей, хранить вещи в местах общего пользования, да даже туалетную бумагу не дают оставлять в туалете. Буквально три дня назад они все втроем устроили мне скандал из-за того, что рулон моей бумаги стоял в «месте общего пользования». Хотя сами они все спокойно хранят, где хотят. В коридоре находятся только их вещи, — описывала ситуацию девушка. — В ванне зато стоит кошачий лоток. Кошек в доме нет. Для чего он? Да чтобы я ничего своего не поставила.
По словам Алены, без конфликтов им не удается решить ни одного вопроса. К примеру, когда Алена решила установить в квартире новую стиральную машину, этот процесс растянулся на полгода. Соседи говорили, что для этого нужно их разрешение, и просто-напросто не пускали слесарей на порог квартиры.
— Пугали меня связями и прокуратурой. Скандал из-за стиральной машины был прошлой весной. В марте они добились, чего хотели. Я так расстроилась, что ушла жить к подруге. Тогда же ходила на консультацию к юристу, мне объяснили, что я имею право на эту бедную стиралку, но соседи прикопались к другому. Говорят, я не имею права тянуть свой удлинитель от комнаты и должна сделать розетку рядом с ванной. Я им отвечаю, что я же тогда могу случайно устроить пожар. Но ничего не меняется.
«Около порога моей комнаты они накапали воск, на двери в мою комнату нарисовали крест, что всё это значит, я не понимаю»
Алена мало времени проводит в квартире: уходит в 9 утра, возвращается в 22:30. И всё равно ей приходится часто ночевать у подруг, так как жить в этом доме просто не получается.
— Эти люди очень конфликтные, характер у них скверный. Злые, считают, что им все должны. Я не понимаю, в чём моя вина есть. Я купила эту комнату на честно заработанные деньги, за 850 тысяч во время пандемии. Эти деньги для меня немаленькие. Но я чувствую, как они меня выживают, — объяснила девушка. — Ситуация абсурдная! Я ходила к участковому, но мне там ответили: вы уже 12-я хозяйка этой комнаты. Никто этих людей не выдерживает.
Алена считает, что корень конфликта может быть не в том, что ее соседям чем-то не понравилась она сама, а в комнате как таковой.
— Они считают, что эту комнату должны отдать им, потому что они малоимущая семья. Меня они обзывают грязными словами и говорят, что я якобы даже не имею гражданства России. Это неправда, я родилась в России. У меня очень много вопросов и нет ответов, я просто мечтаю о покое, — рассказала Алена. — Я пыталась продать или сдать эту комнату, но ничего не вышло. Риелторы за нее не берутся. Один раз пришла пара с ребенком посмотреть на комнату, но соседи закатили скандал прямо при них, и те, разумеется, ушли.
Помочь Алене некому: ее отец умер в 2007 году, а мать — в 2021-м. Тем не менее девушка намерена до конца бороться за свои права. Сбегать ей некуда, к тому же она успела купить для комнаты вещи и сделать в ней ремонт за свой счет. Девушка говорит, что была бы благодарна помощи юристов.
Мы обратились за консультацией к юристу Юлии Федотовой. Она считает, что выход из ситуации есть.
— Соседи Алены категорически неправы. Места общего пользования (ванная, коридор, кухня) принадлежат всем собственникам, все имеют право ими пользоваться. Давность проживания и прочие факторы тут роли не играют. Самое простое решение — это, конечно, продать такую комнату. Еще можно съехать и сдать комнату в аренду пятерым парням-мигрантам или каким-то неприятным жильцам. И, наконец, девушка может записывать все инциденты на диктофон и снимать их на видео. Каждый раз, когда соседи ей что-то запрещают, мешают и так далее. А затем подавать иск о, во-первых, компенсации морального вреда, и, во-вторых, — об устранении препятствий пользованию общим имуществом. Но лучше зайти через компенсацию морального вреда, потому что это деньги. А деньги терять никто не хочет, — прокомментировала ситуацию юрист.
Алена рассказала нам свою историю после публикации целого сборника подобных случаев. Прочитайте мнение юриста о том, как без потерь переживать праздники, и о пяти громких делах из Екатеринбурга, которые дошли аж до ЕСПЧ.