В Свердловской области 18 человек умерли из-за отравления алкоголем. «Паленку» продавали на екатеринбургском рынке «Ботанический». В массовой гибели уральцев обвинили двух предпринимателей — 42-летнего Армена Аветисяна и 54-летнего Надира Мамедова.
В этом деле по-прежнему остается больше вопросов, чем ответов. Мы собрали главные.
Почему ларек с «паленкой» не закрыли раньше?
Одного из задержанных по этому делу — Армена Аветисяна — и раньше привлекали к ответственности. В декабре 2020 года на бизнесмена составили протокол за незаконную торговлю алкоголем, а за несколько дней до трагедии ему выписали штраф за незаконную предпринимательскую деятельность. Всего же с начала года Аветисяна оштрафовали пять раз.
По словам знакомых погибших, спирт в этом ларьке продавали давно. Местные жители приходили со своей тарой, платили за алкоголь по 30–40 рублей.
— Реализация алкоголя там шла очень давно, — отмечал в беседе с E1.RU куратор проекта «Народный контроль» Дмитрий Чукреев. — Лично я, наши активисты там регулярно выявляли реализацию спирта, продажу поддельных сигарет. За последние два года мы провели там 5–6 мероприятий — с сотрудниками полиции и без них — по выявлению такой продажи. Тот предприниматель, который попался, — гражданин Армении, реализовывал спирт на розлив.
Так почему же бизнесмены, которые много раз нарушали закон, продолжали заниматься продажей алкоголя? Почему силовики ограничивались штрафами злостным нарушителям? Источники E1.RU предполагают, что отдельные правоохранители могут быть связаны с этими бизнесменами.
Где бизнесмены взяли метанол?
До сих пор неясно, как метиловый спирт попал в руки бизнесменов. Кто был поставщиком ядовитого алкоголя?
В начале октября 34 жителя Оренбургской области умерли от технического спирта (в его состав входил метиловый спирт), из которого изготавливался суррогатный алкоголь. Точка продажи находилась в Орске, а сырье закупали в компании в Уфе. Могут ли быть два случая массовой гибели связаны, предстоит выяснить силовикам. Тем более не просто так ведь прислали в Екатеринбург следователей, которые работали в Оренбуржье.
Есть ли выжившие после отравления?
В Оренбуржье алкоголем отравились 67 жителей области, 34 из которых скончались. Есть ли выжившие после метанола в Свердловской области? В каком они состоянии? Как их лечат?
На данный момент известно только о погибших — это 16 екатеринбуржцев, житель Нижнего Тагила и еще один житель Ревды. В списке жертв 13 мужчин и пять женщин.
Почему силовики молчали о трагедии?
О массовой гибели людей сообщил в соцсетях куратор проекта «Народный контроль» Дмитрий Чукреев 16 октября. О первых погибших информация появилась еще 11 октября. В полиции и Следственном комитете не сообщали о трагедии.
Первое анонимное сообщение о происшествии поступило в редакцию E1.RU еще 13 октября. Источник сообщал, что на Вторчермете больше 15 человек умерло из-за суррогатного алкоголя.
— Вещество приобреталось на оптовом Ботаническом рынке у людей кавказской национальности. В полиции идет расследование. У нас в подъезде умер от этого мужчина, — заявил местный житель.
Но в начале прошлой недели в УМВД Екатеринбурга отказывались комментировать ситуацию.
Почему следователи приехали на рынок только в воскресенье?
Если местные жители, с которыми говорили сотрудники полиции, знали, где именно продают смертельно опасный алкоголь еще в начале прошлой недели, почему силовики приехали на рынок только в воскресенье, после освещения информации в СМИ? 17 октября утром представители Следственного комитета и ОБЭП стали опрашивать продавцов рынка «Ботанический», проводили следственные действия с директором рынка. Чем силовики занимались всю неделю до этого?
Зачем силовики заставляют других продавцов давать показания?
Продавцов «Ботанического» буквально заставляли давать показания против Аветисяна и Мамедова. Владелицу торговой точки по имени Мунира следователи буквально тащили в администрацию рынка, когда та просила не заставлять ее и утверждала, что ничего не знает.
— Как можно так обращаться с женщиной? Я ничего не знаю. Мой киоск находится далеко от того, где он торговал. Но меня потащили давать показания, заставляли подписать, что он продавал алкоголь, хотя я не знаю, что он продавал. Я сказала: «Пойдем к директору, я все объясню перед ним». Если я не знаю, продавали ли там алкоголь, какую подпись я буду ставить? — заявила продавщица.
Еще несколько продавцов отказывались проходить со следователями, заявив, что не видели бизнесменов, сбывавших алкоголь. В ответ на отказы силовики начинали упрашивать продавцов, отмечая: «Поймите, у нас такая работа».
Ранее родственница двоих погибших от метанола рассказала, какие симптомы испытывали мама и отчим. Обвиняемым в преступлении грозит до 10 лет лишения свободы. Все, что известно о трагедии, мы собираем в специальной теме.