Полшестого утра, еду на такси в Солнечный. Пелена дыма появилась еще в Академическом, ближе к Совхозному уже кажется, что мы едем в молоке.
— Может, дальше не поедем? Вам точно туда надо? — с надеждой спрашивает таксист.
Он включает аварийку, отцепляет ремень. Едем медленно-медленно. Противотуманные фары не спасают. До Солнечного еще километр.
В какой-то момент видимость уже не больше десяти метров — разметку и край дороги не видно. Водитель опускает стёкла и тут же жалеет об этом решении. Я надеваю респиратор.
На въезде в район дежурит экипаж ГИБДД. У них включены мигалки и музыка. В Солнечном такая мгла, что ориентироваться приходится только по звукам.
Выхожу. Не видно даже верхушек фонарей. Наш фотограф отправляет мне геометку. Чтобы его найти, приходится выкрикнуть его имя. Мы стояли метрах в тридцати друг от друга.
— Андрей, ты где? — раздается рядом женский голос.
— Я тут, — где-то справа слышно ответ мужчины.
— Иду.
Из плотной пелены дыма возникает автобус и через несколько секунд исчезает в этом молоке. Туман смешался с дымом от тлеющих торфяных полей: их пытаются тушить с начала недели, но, судя по всему, пока не очень успешно. Подходим к остановке.
— Я стою тут уже полчаса. 54-й автобус ходит, а 58-го, который мне нужен, нет. Не знаю, как до работы добраться, — объясняет мне Алексей.
К этому моменту гаишники уже перекрыли въезды в Солнечный. Выбраться оттуда можно, а вот попасть в район никак. Автомобили разворачивают. Рядом появляются и тут же исчезают люди. В основном собачники. Псу не объяснишь, что на улице сейчас лучше не появляться.
— Как фильм ужасов. Выходишь — и страшно сделать вдох, — говорит Татьяна. Она вышла на улицу, чтобы выгулять своего йоркширского терьера. — Я хотела вернуться домой. Дочери сейчас нужно на работу, но отсюда почти не уехать. Жутко.
Мимо проходят двое мужчин. Они ищут свою машину, которую припарковали рядом с домом. Ищут по звуку сигнализации. В Екатеринбурге тем временем уже светает. Но Солнечный все еще во мгле.
— Пришлось машину поискать, конечно. Я не местный. У друга был. Смогом-то еще вчера с вечера пахло. А сейчас дым с туманом смешался, — объясняет Константин.
Смог в Солнечном от тлеющего торфа с болот на пересечении ЕКАД и улицы Лучистой. Идем по ней, встречаем еще одну местную жительницу. Она тоже вышла на улицу, только чтобы выгулять свою собаку.
— В домах еще нормально, окна спасают. А на улицу выйти невозможно. Первый раз за семь лет, что я тут живу, такое, — рассказывает женщина. — Сначала же сказали, что тушить не будут. И вот что из этого вышло.
Дальше ориентироваться получается только по картам с геолокацией. Врезаюсь в забор. Мимо проезжает машина МЧС. Следуем за ней, выходим из Солнечного. После развязки с ЕКАД дым понемногу рассеивается.
На обочине лужа — тут стояла машина пожарных. Вижу рацию, которую выронил кто-то из спасателей. Справа, метрах в 50 от трассы, над болотом поднимается дым. Это один из очагов тления торфа. Фотограф пытается подобраться поближе, чтобы сделать хороший кадр.
Рядом развернут штаб МЧС. Стоят несколько пожарных машин. Отдаем им найденную рацию. Несколько спасателей переодеваются в форму. Другие — в штатское: всю ночь очаги тушили семь человек. К нам подходит один из них. Он просит ближе к болоту не подходить: можно провалиться, так что не вытащить потом. Боевые штаны пожарного в торфе по колено.
Тушить тлеющие торфяники сложно. Это такая вещь, которая продолжает тлеть даже под снегом. Глубина залегания торфа на этом участке достигает девяти метров.
От спецтехники к очагам проведены пожарные рукава. «Метров 400 где-то проложили», — объясняет спасатель. Из них болото с тлеющим торфом заливают водой. В воздух запустили дрон, чтобы исследовать территорию.
— За прошедшие сутки потушили 0,6 гектара торфяника, на утро 14 октября сохраняется тление разрозненных очагов общей площадью 4,8 гектара, — сообщил представитель ГУ МЧС по Свердловской области.
Холодно, на траве иней. Спасатели предлагают нам горячий чай. Одну из машин МЧС отправляют перекрывать мост под ЕКАД. Видим ее, когда возвращаемся в Екатеринбург. Направление ветра сменилось, дым уже накрыл Академический и Широкую Речку.
На ЕКАД мы вновь попадаем в дымку, наш водитель включает аварийку и медленно едет в этом молоке. Машин на трассе нет совсем. Через километр понимаем почему. ГИБДД перекрыла движение — сотни автомобилей стоят в пробке, дальше их не пускают.
Дымка то появляется, то исчезает. Запах гари чувствуется уже и в центре Екатеринбурга. Санврачи обнаружили превышение концентрации вредных веществ — углерода и мелкодисперсной пыли в воздухе в два раза больше нормы.
Все вещи отправились прямиком в стирку. Они пахнут так, будто я сутки провела у костра.
Всю информацию о смоге мы собираем в нашем онлайне. Также можете прочитать обзор всего самого важного о торфяном пожаре. Мы также публиковали подборку самых атмосферных кадров смога.
А из этого текста вы узнаете, когда все это закончится.