Главный редактор издания «Деловой квартал» столкнулся со звонком от якобы службы безопасности. Ему позвонили, чтобы узнать, работал ли некий Курапов Александр Юрьевич охранником в их компании, а услышав отрицательный ответ, начали угрожать.
— Свое имя звонивший господин назвать отказался. В показаниях путался: служба безопасности банка сначала превратилась в коллекторское агентство, затем в микрофинансовую организацию «Деньги даром». Между тем мужчина стал заметно раздражаться. И намекнул, что «вам всё-таки стоит поискать Курапова, а то как бы за него не пришлось долг отдавать». И я бы пропустил это мимо ушей, но собеседник изволил назвать мои паспортные данные и адрес регистрации. И добавил: «Сейчас мы поставим тебя на "прозвон", и это только начало», — рассказал Сергей Дружинин.
Потом Сергею начали звонить со скрытого номера, но все звонки он заблокировал. Через электронные приемные екатеринбуржец уже отправил обращения в ФСБ, МВД, Роспотребнадзор и Роскомнадзор.
Мы спросили у официального представителя регионального полицейского главка Валерия Горелых, что делать в таких ситуациях.
— Описанная нашим коллегой из «Делового квартала» ситуация, к большому сожалению, не является редкой. С подобными выходками злоумышленников уже столкнулись многие люди. В таких случаях рекомендую гражданам фиксировать поступающие угрозы, а затем эти аудиофайлы и файлы в качестве вещдока необходимо приложить к соответствующему заявлению в органы внутренних дел либо по месту жительства, либо в ближайший отдел полиции для регистрации и проведения необходимых проверочных мероприятий, — советует полковник Горелых.
С вопросом о том, можно ли привлечь назойливых коллекторов и представителей лжеслужб безопасности к ответственности, мы также обратились к адвокату Сергею Колосовскому. Главный совет, который он дал, тот же — старайтесь записывать разговоры.
— Такие ситуации не возникают на ровном месте, поэтому универсальный совет у меня такой — не давать поводов для таких ситуаций. Значит, есть какой-то долг или отношения не с теми людьми. Совет записывать разговоры — тоже универсальный и касается всех странных разговоров, хоть в жизни, хоть по телефону. Записали, потом включили, послушали с адвокатом и потом в зависимости от выводов либо понесли эту запись к следователю, либо удалили, — советует Сергей Колосовский.
Что касается того, можно ли после назойливых звонков с угрозами добиться возбуждения уголовного дела, тут адвокат выразил сомнения.
— Угрозы по телефону на самом деле не считаются. У нас в уголовном праве действует принцип наличности, то есть должны быть реальные основания опасаться реализации высказанной угрозы. Просто телефонный разговор, каким бы страшным он ни был, бессмысленен в качестве повода для обращения в полицию, — говорит адвокат. — Но если в этом телефонном разговоре человек излагает какие-то подробности, которые касаются тайны личной жизни — например, информация о жене, детях и так далее, тогда можно ставить вопрос о нарушении тайны личной жизни. Но это уже компетенция не УВД, а СК.
Часто информацию о людях авторы таких звонков покупают целыми базами. Как это работает, мы рассказывали в нашем материале. Также мы разбирались, кто досаждает екатеринбуржцам звонками и сбрасывает.