Лесных пожаров могло бы быть меньше, если бы мы, жители Свердловской области, бережнее относились к природе. Пламенную колонку об этом написал предприниматель Дмитрий Головин, который каждое лето ведет борьбу с огнем в лесах под Екатеринбургом. Он точно знает, что чаще всего причиной пожаров становятся люди.
О лесных пожарах. Собственно, на Флюсе я обитаю с 1988 года, с тех пор, как молодым, глупым, неженатым стал работать на базе отдыха «Здоровье». В 1993-м мы купили дом — чуть подальше в лес (чтоб больше дров и бомжи толще). Еще, помню, меня удивили обугленные доски забора с одной стороны, но не придал этому значения — ну, приспособили горелое, и что?
Низовые пожары я начал тушить с той же поры. И проводить противопожарные мероприятия. И посильную агитацию. Выглядело это, надеюсь, устрашающе: на участке я ходил в плавках и кирзовых сапогах с подвернутыми голенищами. Вес всегда был около 100 кг — и это не совсем жир.
Завидев одинокий костерок в лесу возле станции с «туристами» вокруг, я молча подходил и начинал его затаптывать сапожищами, медленно, но отчетливо свирепея прямо на глазах. В запущенных случаях — снимая с костра котелок. Затоптав, оглядывал присутствующих взглядом хищника, ищущего, кого бы сожрать, и спрашивал: «Объяснить, зачем?!» Обычно народ лепетал в ответ: «Нет, спасибо», — и начинал ждать спасительную электричку чуть быстрей. Что и требовалось.
Сосед Вова ежегодно устраивал пожар — он после долгих понуканий со стороны своей матушки начинал жечь мусор, скопившийся за год. Но поскольку Вова был потомственный алкоголик, терпение его быстро заканчивалось — ведь бесконечно смотреть, как горит огонь, лучше предварительно раскудрявленным, и Вова отлучался «на полчасика» — как правило, этого времени огню хватало, чтобы сбежать. Не выдержав, я однажды пришел к нему «поговорить», взяв в помощники садовые грабли, и торжественно и внушительно пообещал в следующий пожар сначала отхреначить его, а уж потом приступать к тушению. Вскоре Вову сбил поезд.
Но пожары не прекратились.
Лес горит из-за людей. Вот пожар на 1624-м км, возле Зеленого Мыса — голову даю на отсечение — из-за окурка, перед пришедшей электричкой привычным эффектным щелчком отправленного вдаль. Вот пожар возле Волчихи, скорее всего, от попытки сжечь мусор, накопленный годами. А есть пожары от разбитых бутылок, которые солнце использует как линзы, от автомобиля, горячим с трассы съехавшего в сухую траву, от придурочных «отдыхающих», считающих, что лесной костерок — это романтично. И ничего не будет. А оно — будет.
С каждым годом это всё очевидней — я вижу, как высыхают болота, как пересыхают лесные ручьи, как понижается уровень грунтовых вод. Как лес с каждым годом становится суше. Сохранить его как можно дольше — наша задача. Моя — точно.
Согласны с автором?
Сегодня новый большой пожар вспыхнул под Первоуральском. Власти эвакуировали дачников из сада, а также детей из санатория и жильцов пансионата. Пламя гасят с помощью вертолета Ми-8.