В среду вечером в Каменске-Уральском на нерегулируемом перекрестке погибли пожилая женщина и ее 8-летняя внучка. Водитель Mazda сбил их насмерть, когда они пытались перейти улицу. Александр Свалухин, руководитель екатеринбургского отделения фонда «Городские проекты Ильи Варламова и Максима Каца», написал авторскую колонку, в которой объяснил, что случившаяся трагедия — это не несчастный случай, а вполне ожидаемое событие, которое рано или поздно должно было произойти. И может произойти снова, если не предпринять никаких действенных мер.
В месте, где произошло ДТП, машины на скорости съезжают с путепровода и попадают в район жилой застройки. Перед перекрестком даже установлены знаки «40 км/ч». Но это мера недостаточная: она действует только на очень внимательных и добропорядочных водителей. Проезжая часть становится широченной 5-полосной: на ней нет ни светофоров, ни пешеходных переходов. Водители не ожидают, что здесь могут появиться пешеходы, ведь приоритет отдан тем, кто за рулем. Это всё вселяет ложное чувство безопасности и приглашает водителей двигаться на опасной скорости даже в темное время суток. Что они и делают.
Тем не менее пешеходы улицу здесь регулярно переходят. По обеим сторонам жилые дома, есть церковь, парикмахерская, стоматология, продуктовый магазин. Тротуары подводят пешеходов к нерегулируемому перекрестку.
Со стороны церкви тоже позаботились о тротуаре.
Но никто не позаботился о том, чтобы сделать здесь пешеходный переход. Решили, что до ближайшего перехода всего-то 150 метров, обойдут. Так вот, не обходят. Даже на «Яндекс.Панорамах» видно, как молодой человек переходит дорогу в этом месте. Правила дорожного движения это разрешают.
ПДД, пункт 4.3. Пешеходы должны переходить дорогу по пешеходным переходам, в том числе по подземным и надземным, а при их отсутствии — на перекрестках по линии тротуаров или обочин.
Интересная ситуация получается. И городским властям, и местной ГИБДД известно, что люди здесь регулярно переходят 5-полосную проезжую часть — каждый день рискуют жизнью и здоровьем. Но ничего для реальной безопасности горожан в этом месте не делается. Этот перекресток и случившаяся трагедия хорошо показывают, какие в городе приоритеты.
В комментариях к новости в одном из каменских пабликов уже звучат призывы поставить противопешеходные заборы. Но заборы здесь бесполезны: в городских условиях они постоянно прерываются парковочными карманами, выездами из дворов или просто заканчиваются.
В этом месте должен быть пешеходный переход со светофором. Но, чтобы он здесь появился, нужно еще пару трупов в течение года. Вообще в ГОСТе говорится про три наезда. Но в таком месте любой наезд на пешехода будет фатальным.
ГОСТ 32944–2014, пункт 4.9. Регулирование пешеходных переходов через проезжую часть в населенных пунктах необходимо вводить, когда за последние 12 месяцев на перекрестке совершено не менее трех дорожно-транспортных происшествий, связанных с наездами транспортных средств на переходящих дорогу пешеходов, которые могли бы быть предотвращены при наличии регулирования дорожного движения.
Тем не менее городские власти и ГИБДД могут и должны инициировать установку в этом месте светофора с пешеходной секцией, не дожидаясь новых трагедий. Оборудование перекрестка светофорным объектом — процесс долгий. Однако достаточно быстро можно организовать нерегулируемый пешеходный переход: «зебру» со сборно-разборным островком безопасности — это обозначит приоритет пешеходов и предупредит водителей. Такой переход должен быть оснащен искусственными дорожными неровностями, чтобы успокоить трафик. Также стоит предусмотреть контрастное освещение пешеходов.
Можно ли делать «зебру», если на соседнем перекрестке в 150 метрах уже есть переход? Можно. 1 июля 2020 года обновился «дорожный» ГОСТ Р 52766–2007. Теперь его пункт 4.5.2.1 звучит так: «На улицах пешеходные переходы устраивают по СП 42.13330.2016. При необходимости их допускается располагать менее чем через 200 метров». Погибшие бабушка с внучкой и желание предотвратить подобные трагедии в будущем — это и есть та самая «необходимость».
Правильно спроектированная улица должна прощать ошибки и водителям, и пешеходам. Никто не должен погибать или становиться убийцей из-за невнимательности и самоуверенности.
Согласны с автором?