Иногда на трассах случаются аварии, которые не оставляют шансов выжить даже самым умелым автовладельцам. Речь идет о ситуациях, когда водители гибнут от предметов, внезапно отлетевших от встречных машин. Главная проблема здесь — внезапность.
В конце июля в Уральском федеральном округе произошли сразу два похожих случая: в Свердловской области и на Ямале. В первом эпизоде погиб мужчина за рулем ВАЗ-2110, во втором — водитель заказного автобуса.
По словам экспертов, в таких ДТП часто довольно трудно определить виновника и назначить ему наказание. На это есть ряд причин.
Тормозной барабан
30 июля на 19-м километре трассы Нижние Серги — Михайловск — Арти в лобовое стекло ВАЗ-2110 влетел кусок тормозного барабана, отвалившийся от заднего левого колеса фуры с прицепом. За рулем легковушки находился житель Екатеринбурга, 22-летний Даниил Попович. Парень получил тяжелейшие травмы: ушиб головного мозга, перелом шейного отдела позвоночника и рваную рану шеи.
Спасти жизнь Даниила не удалось. При этом водитель фуры с места аварии уехал, но позднее его личность удалось установить: помогли дорожные камеры.
— Была сделана выборка фотоматериалов с камеры, которая стояла на 24-м километре дороги (за 5 км от места аварии), — рассказали в ГИБДД по Свердловской области. — За это время было отобрано порядка 70 снимков. Из них сразу же отсеяли легковые автомобили. Оставшиеся грузовые машины, а их набралось восемь, стали проверять. С каждым из водителей связывались по телефону. В итоге удалось определить водителя, который подтвердил, что проезжал данный участок дороги как раз в то время, когда случилось ДТП.
Найти водителя грузовика удалось в Екатеринбурге, где он стоял на разгрузке на одной из промышленных баз. Им оказался уроженец Михайловска — 29-летний Рауфан Хамзин.
— Выехавшие для осмотра транспортного средства сотрудники розыска ГИБДД установили, что в прицепе тягача действительно отсутствует фрагмент тормозного барабана левого заднего колеса, — отметили в свердловской автоинспекции.
Что будет водителю фуры?
Рауфан Хамзин сказал автоинспекторам, что был не в курсе произошедшей трагедии. Это вполне можно допустить, учитывая скорость, шум и скоротечность ситуации. Какое наказание в перспективе может грозить водителю Scania? По мнению экспертов, он может быть полностью оправдан.
Кирилл Форманчук, председатель Комитета защиты прав автовладельцев:
— Не исключено, что водитель грузовика может избежать уголовного наказания. Необходимо провести экспертизу для установления причины возникновения неисправности у грузовика. У водителя есть обязанность следить за техническим состоянием автомобиля. Но бывают случаи, когда неисправности случаются не по вине водителя, и он не может контролировать этот процесс. Например, ДТП может произойти из-за некачественной запчасти. В целом у нас в стране состояние грузовиков оставляет желать лучшего. Запчасти дорогие, поэтому водители экономят на всем подряд.
Олег Таратухин, автоюрист:
— На первый взгляд тут все очень похоже на техническую неисправность. В целом в таких эпизодах бывает непросто установить виновного. Необходимо разбираться. Бывает как минимум три стороны: водитель, собственник транспортного средства и работодатель.
К примеру, если водитель является наемным работником, то на автопредприятии должен присутствовать механик, следящий за техническим состоянием грузовика. В этом случае к уголовной ответственности привлекают работодателя.
А если водитель сам является собственником машины (как Рауфан Хамзин) или владеет машиной по договору аренды, то тогда к ответственности привлекают водителя.
В любом случае определяющим фактором в этой истории станет результат автотехнической экспертизы, которую назначит следователь. Именно эксперт должен сделать вывод, что послужило причиной отрыва куска металла: его изношенность, неправильное крепление, заводской брак или что-то другое.
Дмитрий Ларионов, автоэксперт:
— Водитель обязан следить за техническим состоянием транспортного средства. Иногда бывает, что водители пытаются избежать ответственности при помощи разных хитрых схем, но здесь не тот случай.
Тот факт, что водитель не заметил ДТП (и скорее всего, объективно не мог заметить) и уехал, может снять с него ответственность за оставление места аварии. Но совершенно неясно, как теперь будет решаться вопрос с квалификацией. Будет ли учитываться оставление места ДТП или же нет по причине отсутствия умысла именно на его оставление? Кстати, от этого зависит, понесет водитель наказание по части 3 или 4 статьи 264 УК РФ. А это «до 5 лет» и «от 5 до 12 лет» лишения свободы, соответственно.
Внезапная смерть водителя на Ямале
Еще одна аналогичная авария произошла на трассе Муравленко — Ноябрьск, и тоже 30 июля. По данным местной ГИБДД, в лобовое стекло автобуса с вахтовиками влетела монтировка. Она угодила прямо в голову водителю. Он скончался на месте происшествия, но каким-то чудом успел остановить машину. Момент аварии записал регистратор.
Алексей Благодарев, эксперт по безопасности дорожного движения:
— К сожалению, вынужден констатировать, что в подобных ситуациях никакие навыки вождения не спасут. Большие машины несут в себе больше опасности, чем легковые, контроль за ними должен быть серьезнее, ответственность больше. Отказавшие тормоза, лопнувшие колеса, отлетевшие детали — это все истории не про легковушки.
Какой совет можно дать? По возможности держаться от них подальше. Не ехать за ними на маленькой дистанции, не двигаться рядом с ними. Это, разумеется, никак не спасает от фур, двигающихся по встречной полосе. Я стараюсь междугородние поездки совершать в ночное время суток, когда многие водители грузовиков уже спят.
В 2018 году мы писали об аварии на Полевском тракте, в которой погибли восемь работников газовой компании. Их уазики были раздавлены опрокинувшимся «Тонаром». Следствию понадобился год, чтобы разобраться в деталях трагедии. В итоге был сделан вывод, что ДТП спровоцировала лопнувшая покрышка.