Мэрия Екатеринбурга после первого резонансного ДТП на перекрестке Мамина-Сибиряка и проспекта Ленина попыталась избежать повторения подобных аварий. В результате того инцидента 11 мая пострадали семь пешеходов на тротуаре, один из них погиб.
Администрация города решила изменить ситуацию с помощью дорожной разметки и новых знаков. Впрочем, эти действия не принесли результата: в прошлое воскресенье, 18 июля, вновь произошло ДТП, в котором пострадала женщина.
Председатель городского комитета по транспорту Игорь Ощепков рассказал урбанисту из команды «Городских проектов» Александру Багно о том, какие выводы сделали чиновники из этой трагедии.
Через 8 дней после первой аварии на перекрестке установили знаки и разметку «Стоп-линия».
Кроме того, там поставили знаки «Уступите дорогу» и «Движение прямо или направо», а на бордюры нанесли вертикальную черно-белую разметку.
В третьем квартале 2021 года администрация собиралась повесить над проезжей частью дублирующие знаки «Пешеходный переход». Мы поговорили с экспертами о том, почему происшествие повторилось, несмотря на усилия специалистов. Общественники предлагают совершенно иные меры.
Руководитель Федерации автовладельцев России Максим Едрышов выступает за установку дорожных камер. Он уверен: это лучшее средство для воспитания законопослушного водителя.
— О какой-то исключительной проблеме в этой ситуации говорить нельзя. Это не какой-то необычный перекресток, а очень простой, — считает Максим Едрышов. — На мой взгляд, эффективнее всего будут работать технические средства организации движения. Например, более яркие светофоры, чтобы их лучше видели водители. Но главное — средства наблюдения и контроля за соблюдением ПДД.
«Появление дорожных камер дисциплинирует водителей, и желающих проскочить на мигающий зеленый становится гораздо меньше»
Другие меры тоже имеют право на существование: изменение конфигурации проезда перекрестка и успокоение трафика. Но тут неплохо было бы сотрудникам центра организации движения приехать на место и изучить, например, фазы работы светофора. Возможно, они не устраивают водителей и заставляют спешить на мигающий зеленый, считает Едрышов.
Но есть и другой взгляд на проблему. Чтобы аварии не повторялись, надо создавать условия для снижения скорости автомобилей. Есть множество способов, которые заставят водителей притормозить, уверены эксперты «Городских проектов».
— В этом месте стоило бы сузить полосы на обеих улицах, на Ленина добавить направляющие островки перед перекрестком, где пути уходят влево, поставить камеры и перенастроить светофор в пользу пешеходов, — считает Александр Багно.
Руководитель отделения «Городских проектов» в Екатеринбурге Александр Свалухин считает, что меры предосторожности, которые администрация предприняла после ДТП, не сработали, потому что не рассчитаны на нарушителей.
— Это направлено только на адекватных и законопослушных водителей, которые никогда не превышают скорость и соблюдают все правила, — говорит урбанист. — Знаки и разметка никак не могут заставить водителей ехать медленнее или проезжать перекрестки только на зеленый. Они не учитывают человеческий фактор.
«Нужны проектировочные меры, которые не дают ехать на опасной скорости там, где рядом находятся пешеходы»
После первого ДТП на этом перекрестке Свалухин говорил о необходимости ограничить скорость движения в городах 50 километрами в час.
— Улицы нужно проектировать так, чтобы на них было некомфортно превышать: сужение полос, успокоение трафика, — считает Александр Свалухин. — При авариях на низких скоростях машины не вылетают в пешеходов на тротуаре, а остаются на проезжей части. Жизни и здоровье людей должны быть в приоритете, а не пропускная способность.
По его словам, успокаивать трафик можно разными способами. Например, приподнимать переходы над уровнем земли, использовать брусчатку перед перекрестками, использовать направляющие островки и островки безопасности, уменьшать радиусы поворота.
Почитайте разбор эксперта, как снизить аварийность на улице Малышева. Она очень широкая, и на ней можно было бы выделить одну полосу для движения велосипедистов, при этом обособив ее бордюрами. Это также помогло бы снижению скорости автомобилей.
Заборы вдоль дороги не всегда помогают в защите пешеходов. Напротив, они могут стать дополнительным поражающим элементом.