Дмитрию Лапенкову из поселка Вогулка Свердловской области 2 месяца назад исполнился 21 год. Летом 2020-го он пошел отдавать долг родине. Сначала Диму отправили служить в Хабаровск в учебную часть, а после он попал в 74-ю отдельную гвардейскую мотострелковую бригаду в Юрге (Кемеровская область).
Дмитрию оставалось чуть больше месяца до дембеля. В течение года службы парень звонил домой в позитивном настроении, не жаловался, иногда просил родителей прислать немного денег. Семья очень ждала возращения сына.
Всё изменилось 13 мая. В тот день Дима позвонил маме Ларисе утром и попросил крупную сумму — 15 тысяч рублей. Зачем ему срочно понадобились деньги, не объяснил, только шепотом сказал, что ему страшно и «сержанты тут такое творят». Лариса отказала сыну в просьбе: у мамы пятерых детей просто не было таких денег. Парень стал просить деньги у родственников. Спустя полтора часа солдат перезвонил матери и уже не мог связно говорить.
— Последнее, что он сказал: «Мама мне дали какую-то таблетку, мне плохо, я не понимаю, что происходит, мне плохо». Я звонила в воинскую часть, говорили, что с ним всё нормально, его наблюдают. На следующий день я узнала, что его перевели в госпиталь Новосибирска, а потом в психоневрологический диспансер № 3 Новосибирска. Я полетела к сыну, потому что никто не мог объяснить, что с Димой, — поделилась с корреспондентом E1.RU Лариса Лапенкова.
Мама парня прибыла в Новосибирск 17 мая. Вместе с председателем комитета солдатских матерей Новосибирской области Ольгой Головиной они посетили клинику, где лежит Дима. Увидев маму, парень заплакал и вцепился в нее. Он говорил несвязно, но сумел вспомнить свое имя, возраст, семью. Когда у Димы спросили, что произошло в части, он молчал. Слезы катились по его лицу, но он так и не выдал причин потери памяти.
— Его запугали так, что он даже матери что-то боится рассказать. Я уверена, что мой сын в таком состоянии из-за того, что его избили и он получил травму головного мозга. Военные бьют так, чтобы не оставлять синяков. Раньше он мне рассказывал, что в части у солдат вымогают деньги, но его это не касалось. В тот день он не просто так просил срочно деньги. До этого избили парня за то, что он не дал сенсорный телефон, его пинали 10 человек, — пояснила Лариса.
«Врач сказала, что его доставили в неадекватном состоянии, он не понимал, где находится и что происходит. Из здорового парня за сутки сделали овощ»
Информацию о налаженной схеме вымогательств подтвердила и председатель КСМ. Ольге Головиной из достоверных источников стало известно, что Диму физически и морально истязали, а чтобы скрыть свои деяния, объявили неадекватным и отправили в психбольницу.
— Военнослужащих запугивают, угрожают, избивают, чаще всего перед демобилизацией, вымогают деньги. Все делали вид, что не знали об издевательствах, это породило сплошную безнаказанность и разгул армейского беспредела, — заявила председатель КСМ.
По этому случаю общественница написала обращения в командование Центрального военного округа, военную прокуратуру и министерство обороны. Прокуроры уже начали проверку и приходили в больницу поговорить с пострадавшим. По сообщению источника, проверки также проводятся в военной части города Юрга. Ольга уточнила, что в мотострелковую бригаду приехало порядка 20 человек из Москвы с проверкой. Из части уволили капитана, 2 сержантов, 2 лейтенантов. Сегодня в части проверяют документы.
— Вчера я пыталась поговорить с заведующей отделением в новосибирской больнице, она нахамила и бросила трубку. Другой врач поговорила со мной, рассказала, что вчера Дима покушал, что к ним приходили из прокуратуры. Прогнозов о его состоянии врачи не дают, надеюсь, сегодня мне удастся поговорить с главврачом, — пояснила Лариса. — Я хочу транспортировать сына в больницу Екатеринбурга и наказать виновных.
В психиатрической больнице № 3 Новосибирска отказались сообщить о состоянии Дмитрия Лапенкова, сославшись на врачебную тайну. В пресс-службе ЦВО обещали прокомментировать ситуацию в ближайшее время. Редакция E1.RU направила официальный запрос в министерство обороны. Как только представители ведомств отправят ответы, мы их опубликуем.
К сожалению, это не первый случай нарушения правил в армии. Недавно мы рассказали об уральце, который обвинил военкомат в незаконном призыве. Год назад новобранцы также жаловались, что их заманивали в призывные пункты обманом.
Мы рассказывали историю рядового Рамиля Шамсутдинова. 25 октября 2019 года срочник открыл огонь по своим сослуживцам в Забайкальском крае. Жертвами расстрела стали 10 человек: 8 погибли на месте, 2 получили тяжелые ранения. Поступок Рамиль объяснил тем, что не выдержал дедовщину. В начале этого года суд вынес приговор стрелку. Его отправили в колонию на 24,5 года.