Происшествия Стрельба в школе в Казани интервью «Если ребенок считает, что он — ничто, это и заставляет его уничтожать»: психолог — о казанском «Колумбайне»

«Если ребенок считает, что он — ничто, это и заставляет его уничтожать»: психолог — о казанском «Колумбайне»

По мнению эксперта, такие трагедии происходят, когда взрослые не слышат просьбы детей о помощи

19-летний Ильназ Галявиев вернулся в школу, где учился, с огнестрельным оружием

Трагедия в Казани, где 19-летний пришел в школу с дробовиком, взрывчаткой и устроил стрельбу, потрясла всю страну. Он погубил 9 человек, еще 21 сейчас находится в больнице. Многие — в критическом состоянии. Мы поговорили со школьным психологом Рамилей Аксёновой и попытались разобраться, что могло стать мотивом стрелка и как предотвратить подобные трагедии. А главный редактор «Казанских ведомостей» Василина Оленник рассказала, что известно о трагедии и как усилят охрану в казанских школах.

Рамиля Аксёнова

— Что может стать мотивом такого страшного преступления?

— К таким поступкам человека приводит десоциализация, когда ему плохо с собой или другими.

«В этом случае я вижу некоторые намеки на большую психиатрию, когда человек берет на себя функции по управлению этим миром»


Но это только предположения. Вопрос в том, находимся ли мы друг у друга на контакте, способны ли уделить внимание, видим ли мы, как ведут себя наши дети. Мы социальные животные, в норме мы очень много общаемся и можем заметить, когда ребенок нам буквально кричит о помощи, потому что сам уже не справляется.

— Проверяют ли детей в школе на наличие психических отклонений?

— Однозначно нет. Мы даже при приеме детей не имеем права смотреть их медицинские карты. Есть соматические заболевания, которые влияют на настроение, на психофизиологическое состояние, на эмоционально-интеллектуальный статус. Но мы этого не знаем, родители не обязаны сообщать о диагнозах детей. Это опасная ситуация. Мы не можем провести ребенку медицинское освидетельствование, очень сложно отправить ребенка даже на медико-психологическую комиссию. Тому должны быть очень веские обоснования.

«Даже если у нас подозрения, что ребенку нужна квалифицированная помощь, мы никаким образом на это воздействовать не можем»

Подобные трагедии происходят не в первый раз, мы помним ситуацию в Керчи. В чем, по вашему мнению, заключается проблема, может ли качественная охрана помочь избежать трагедии?

— У меня большой опыт работы в школьной системе, я знаю, как бывает в разных школах, и могу оценить, как работают охранники. Зачастую на посту охраны мы видим пожилых, инвалидизированных людей. Понятно, что такой охраной подобные проблемы не решаются.

Нужно ли усиливать охрану в школах?

— А как охранник поможет? Мы понимаем, что есть ситуация, когда внезапно достает ребенок опасный предмет, например нож или бомбу. Охранник, который должен сидеть на посту, помочь никак не сможет. Я считаю, что более полезно проводить с детьми беседы о поведении в нестандартных ситуациях, о том, как можно спастись. А также говорить о буллинге, способствовать социализации, командообразованию, выявлять специфические навыки и умения каждого ребенка, чтобы подчеркивать его значимость. Если ребенок или другие считают, что он — ничто, то это и заставляет его уничтожать. При этом он не всегда может выбрать, что конкретно уничтожать: себя или других.

— Какая роль у родителей в этой ситуации, почему их списывают со счетов и всю вину сваливают на педагогов, психологов и школу?

— Всё идет из семьи. Я видела хороших педагогов и психологов, которые превышали свои должностные полномочия, чтобы помочь детям, потому что учителям даже нельзя прикасаться к ребенку.

«Ребенку в любом возрасте нужен физический, эмоциональный и интеллектуальный контакт, который могут дать только родители»

— Как можно избежать повторения подобных ситуаций?

— Нужно усилить контакт с нашими детьми, понять, что на самом деле мы о них знаем. Родителям нужно выстраивать доверительные отношения с детьми, интересоваться их жизнью. Очень важно, чтобы дети могли к вам домой привести гостей и вы могли посмотреть, с кем общается ваш ребенок. Я считаю, что в школах нужно проводить внеучебные мероприятия, когда дети могут себя проявить и наладить контакт со сверстниками, найти общие интересы. Это лучшая профилактика травли и одиночества.

— Как происходит процесс выдачи разрешения на оружие? Многие говорят, что справки подписывают не глядя.

— Я не сидела в комиссиях, где проходят освидетельствования для получения права владения оружием. Но зачастую они носят формальный характер. Что бы там ни было, мы знаем, что на руках у населения огромное количество незарегистрированного оружия, поэтому не факт, что дополнительные ограничительные меры помогут. Грубо говоря, если есть желание, то можно убить листом бумаги.

Василина Оленник


— Известно ли что-либо о том, что могло побудить человека на этот страшный шаг?

— Пока ничего не понятно. В месте, где учился Ильназ Галявиев, говорят, что он был спокойным и вежливым.

— Как осуществлялась охрана в гимназии № 175, где произошла трагедия?

— Судя по всему, охранник там был, но какое-то специализированное агентство привлечено к охране не было. Среди пострадавших есть 62-летний мужчина, который встретил преступника одним из первых и получил огнестрельное ранение. Поэтому можно предположить, что это был охранник.

«Понятно, что охрана каким-то образом в школе осуществлялась, но насколько профессиональной она была, пока не ясно»

— Что сейчас происходит в других школах республики и как будут усиливать охрану?

— Уроки в школах 12 мая отменены. Накануне родителей попросили забрать детей с уроков раньше, будут по всем школам проводить проверки по безопасности и охране.

— Что говорят очевидцы?

— Нам удалось поговорить с преподавателем русского языка гимназии. Он рассказывает, что преступник пришел в школу в девятом часу утра, потом учитель услышал хлопки в коридоре, преподаватель закрыл дверь в класс и сказал детям сидеть тихо. По рассказам учителя, они очень долго ждали, его и детей вывели из здания уже сотрудники спецназа.

— Как Казань переживает трагедию?

— Очень страшно, у всех нас есть дети, которые ходят в школу. Это страшно, потому что в спокойном тихом городе в этом смысле произошло из ряда вон выходящее. Город переживает немного панически: есть люди, которые распространяют фейки о взрывах и панику в других школах. С одной стороны, есть сожаление и сочувствие, с другой — какая-то паника.

— Что известно про личность стрелка, который вернулся спустя четыре года в школу?

— Семья полная, есть отец и мать, единственный ребенок в семье. Родители в шоке, коллеги нашли его отца, который сегодня с утра уехал на работу, ничего не подозревая. Мое лично мнение, что тут нужно говорить о психиатрических проблемах, это видно из его допроса.

Трагедия в школе произошла во вторник утром: 19-летний студент с оружием вошел в здание и устроил стрельбу. Позже свой поступок он объяснил тем, что почувствовал себя богом. Как он шел с оружием по улице, засняли камеры видеонаблюдения. Всё, что известно о произошедшем в Казани, мы собираем в специальном разделе.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
67
Форумы
ТОП 5
Мнение
«Любителям „всё включено“ такое не понравится»: почему отдых в Южной Корее лучше надоевшей Турции
Анонимное мнение
Мнение
«Думают, я пытаюсь самоутвердиться»: мама ученицы объяснила, зачем заваливает прокуратуру жалобами на школу
Анонимное мнение
Мнение
Лопнет или сдуется? Как в России возник ипотечный пузырь и что с ним будет дальше
Екатерина Торопова
директор агентства недвижимости
Мнение
«Оторванность от остальной России — жирнющий минус»: семья, переехавшая в Калининград, увидела, что там всё по-другому
Анонимное мнение
Мнение
«Нам говорят: вы плохо учите». Что не так с образованием детей мигрантов в российских школах
Екатерина Кириченко
Рекомендуем
Знакомства
Объявления