Сегодня в Казани 19-летний студент заявился в школу с оружием (этот момент засняли камеры видеонаблюдения) и открыл стрельбу. По последним данным, погибли девять человек, еще несколько десятков серьезно пострадали.
Екатеринбургский психолог Анастасия Беренова написала колонку о том, что нужно было делать раньше, чтобы предотвратить трагедию, и какие меры тут не работают.
Мои соболезнования родным и близким. Вводных данных пока мало, но самое важное здесь — не пытаться абсолютизировать найденную причину. Поэтому начну опять с того, что не работает.
1. Уповать на турникеты и охрану. Сколько их должно быть? Два, три, забор с проволокой? Если человек захочет, он найдет способ зайти в помещение с оружием. Не подсказываю, но, например, в окно первого этажа. При этом с каждым новым турникетом теряется положительный образ школы — именно то, что может остановить. Про положительный образ школы отступление, хоть и не в тему, но накипело.
Рассказывают мне, что в школе детям во дворе после уроков запретили гулять. А я прям говорю, как они будут решать проблемы в классе (там травля и конфликты, вызванные незнанием, как общаться), если у них нет позитивного опыта контакта вне уроков, например игры на школьном дворе? Зато место, на котором сидят, у завуча прикрыто и как бы чего не вышло — в действии.
2. Мониторить странички в социальных сетях. Это работает обратным образом! Представьте, у вас проблема с общением, вы ученик класса 7–8-го, у вас прыщи и низкая самооценка, мало друзей и есть признаки начинающейся депрессии, короче, вам плохо.
С родителями общаться не получается или не хочется, потому что вы вошли в период сепарации, и это нормально. У вас есть классный руководитель или учитель, который занимается с классом. Вы расскажете о своих проблемах человеку, который просматривает странички через приложения и пишет отчеты? Нет, конечно. Чтобы у человека была возможность опереться на взрослого вне семьи, нужно, чтобы этот взрослый хотел и умел быть авторитетным взрослым. То есть перед педагогикой стоят совершенно иные задачи, нежели сейчас пытаются поставить.
3. Списывать всё на буллинг. Я сама работаю с буллингом и очень боюсь, что на волне нового события поднимутся неумелые борцуны с явлением, а также того, что любой конфликт или отшельничество, непопулярность будут называть буллингом. Этого и так уже полный амбар, будет еще. Чем плоха такая абсолютизация? Мы не видим комплекс проблем, мы не видим систему закономерностей.
К тому же подогреваем вину остальных — это они не так посмотрели, обозвали и всё! А один из самых важных факторов остается за кадром — отношения в семье, эмпатия, принятие.
4. Запрещать информацию или создавать тепличные условия. Важнее этого и первично — дать навыки и способы выдерживать трудности и справляться с внутренними демонами, болью и переживаниями. Этому важно и нужно учить детей и подростков.
5. Вводить новые контролирующие должности.
Что нужно сделать «прямо вчера»:
1. Реформу психиатрической помощи и диагностики, снять стигму с диагнозов. Несколько рисковых категорий, которым нужно уделить профессиональное внимание: людям с травматическим опытом и психопатией. Не буду углубляться в диагнозы, это не моя компетенция.
Сейчас, к сожалению, очень много вопросов к амбулаторной помощи (например, какого рожна ребенок, попадающий в больницу с суицидальным риском, лишается личных вещей — одного из самых поддерживающих факторов? Не у нас, но в Тюмени есть, про нашу область не знаю), к тому, что родители, даже зная диагноз, избегают лечения (ой, вредные же таблетки, а с ним всё норм), или назначаются лошадиные дозы, потому что это попытка подавить невыносимое для взрослого, но жизненно важное у подростка.
Итак, снять стигму и повысить уровень помощи для подростков. А психологам хотя бы выучить МКБ-10 — Международную классификацию болезней.
2. Дать информацию для родителей и педагогов по внешним признакам расстройств, депрессий и зависимого поведения. Чуткий педагог должен не по страничкам лазить, а наблюдать за ребенком здесь и сейчас, быть открытым для диалога, принятия и обладать знаниями, в том числе инструкцией, что делать, которая написана разумно.
3. Работать с травлей в коллективах комплексно, честно и открыто, не заметая под ковер. Мое абсолютное убеждение — службы медиации должны быть независимыми от школ, финансироваться из фондов и иметь нужный уровень компетенции. То есть это не просто психологи, это опыт + знания + терапия + супервизия, причем знания еще и по психиатрии, виктимологии, криминологии.
Но, конечно, надо понимать, что компетенция как школьного психолога, так и такой службы требует очень большой зарплаты и вложений. Потому что хотя бы одна личная терапия в месяц и одна супервизия в месяц — это 10 000 рублей.
4. Формировать, уж простите за банальщину, положительный образ школы. Нет, конечно, я не верю, что стрелков замотивировали анекдоты про Вовочку, который школу взорвал, но такое чувство, что в образовании сейчас колоссальное напряжение.
5. Создавать прозрачные и честные социальные лифты. Потому что обратная сторона их отсутствия — это безнадега, токсичное лидерство (добейся или пропадешь) и низкая ценность жизни.
6. Говорить о ценности жизни. Да. Вообще тут много всего, конечно, умение справляться с трудным, да. Внедрять программы по эмоциональному интеллекту и прочее. Конечно, про семью много всего еще. Нет никакого портрета семьи, где выросли стрелки, но радость от жизни и от ощущения, что ты нужен, — это всегда должно быть.
Я не знаю, что здесь делать. Просто не знаю. Давить правилами, как жить, семью и школу нельзя. Никого нельзя. Уметь слушать себя — это путь личной терапии опять же, а те, кто не готов, их куда? Видимо, стоит уповать только на постепенное взросление общества.
И да, ситуация может быть изменена только тогда, когда вместо контроля многослойного будет соприсутствие и сопринятие авторитетных взрослых, такая педагогика настоящая, а не вот это всё «как бы чего не вышло».
Согласны с автором?
Все, что известно о трагедии на данный момент, мы собрали в одной публикации, а также продолжаем вести онлайн-трансляцию. После случившегося во всех школах региона проведут проверки.