Происшествия эксклюзив «Первый раз меня заставили платить "дань" в 2010-м». Монолог судмедэксперта, который сдал своего начальника-взяточника

«Первый раз меня заставили платить "дань" в 2010-м». Монолог судмедэксперта, который сдал своего начальника-взяточника

ФСБ успешно провела спецоперацию, но разоблачение коррупционной схемы стоило медику работы

Борец с коррупцией все-таки потерял работу

В Екатеринбурге за взятку будут судить крупного медицинского специалиста: заместителя начальника свердловского Бюро судмедэкспертизы. Прокуратура Верх-Исетского района уже утвердила ему обвинение. Чиновника взяли с поличным, операция фиксировалась на видео, меченые купюры общей суммой сто тысяч рублей конфисковали. Оказалось, что коррупционера сдал его подчиненный — начальник туринского отделения Свердловского бюро судмедэкспертизы.

По версии следствия, начальник областного Бюро в Екатеринбурге поручил своему заму провести служебную проверку по районному патологоанатому. Тот оказывал коммерческие услуги в морге.

— Взятка была передана за общее покровительство, которое получатель оказал по итогам служебной проверки, выявившей нарушения в действиях заведующего районным отделением, — комментируют это дело в Свердловской областной прокуратуре.

Патологоанатом обратился в ФСБ, спецоперация по задержанию взяточника прошла успешно. Но после этой истории борец с коррупцией все-таки потерял работу. Мы поговорили с уволенным медиком, и он рассказал нам, почему нисколько не жалеет о том, что сдал своего начальника.

Алексей Иванович (мы договорились, что в этом тексте не будем называть ничьих фамилий) — патологоанатом, работает заведующим туринским районным бюро. Но, помимо основной работы в госучреждении, он организовал свой небольшой бизнес, открыл ИП. В этом ИП он единственный сотрудник и сам себе начальник. Он оказывал родным умерших коммерческие услуги: готовил тело к похоронам, мыл, переодевал, наносил грим. Публикуем его рассказ полностью.

— Ничего незаконного в этом не было. Еще в советские времена, когда я начинал работать интерном, в Кировском бюро была некая такса на эти услуги, равная цене бутылки водки.

«Тогда это входило в обязанности санитаров, им за это платили зарплату. Но гонорар сверх этого всё равно оговаривался, чтобы сделали всё качественно»

Сейчас это в наши служебные обязанности не входит. Мы обязаны только зашить разрезы после вскрытия и отдать тело родственникам. А трупы бывают очень «тяжелыми» — расчлененные, разорванные поездом. Поэтому разумно было создать такое ИП. Когда туринская больница была в ведомстве муниципалитета, я брал официальное разрешение и арендовал в морге три метра. Потом больницы передали в федеральное ведомство и аренду запретили: была объявлена борьба с коррупцией. Единственное мое нарушение — я выписывал квитанции, но не платил за аренду. Из-за этого раз в год при проверке меня привлекали к административной ответственности и делали предупреждение, не штрафовали. Если в некоторых районах ИП нет, то деньги за работу на руки получают санитары — они не должностные лица, их нельзя обвинить во взятке.

Помню, больше десяти лет назад один из прежних руководителей Свердловского бюро при встрече (я приехал к нему с результатами какого-то вскрытия) обронил фразу: «А ведь в районах тоже крутятся большие деньги». Я вспомнил эту фразу через несколько лет, при новом начальстве.

«Первый раз меня заставили платить "дань" в 2010 году, тогда начали подминать под себя район»

Замначальника (будущий подсудимый) сказал мне, что у них не хватает денег на какую-то мелочь: бумагу на ксерокс, принтер, картридж, что-то еще. Так я первый раз отдал ему 12 тысяч рублей якобы на бумагу. С тех пор я каждый квартал платил ему. За год набегало около 50 тысяч, а за десять лет — полмиллиона. Я так и говорил ему по телефону: «Передам вам "квартальные"». Конечно, я не могу ничего утверждать, но у нас 40 районов — 40 экспертных бюро… И, если я не единственный, с кого брали «квартальные», доход совсем хороший получается — под два миллиона.

Но «квартальными» дело не ограничилось. Как-то несколько лет назад меня срочно вызывают в Ирбит, местный патологоанатом был в отпуске, вскрытие должен был сделать я. Поехать на своей машине за 65 километров. Я тогда не смог выехать сразу. Родные пожаловались на горячую линию Минздрава. Выехал патологоанатом из другого района. После того случая мой начальник сказал мне: «Хочешь работать — плати штраф 50 тысяч».

«У меня профессия "патологоанатом". Я у себя в городе больше не найду никакой работы, кроме этого бюро. В общем, чтобы не потерять место, я заплатил»

Через год ситуация повторилась, я также не смог выехать на вскрытие в другой район. Это обошлось уже в 100 тысяч рублей.

Около года назад против меня пытались возбудить уголовное дело. Родственница умершего пожаловалась в ОБЭП на то, что я взял с нее деньги за услугу: подготовку тела. Женщина сказала, что съездит за деньгами, отдала деньги — около семи тысяч, получила сдачу и квитанцию, и через три минуты ворвался тавдинский ОБЭП: «Вы взяли взятку!» А я квитанцию показываю. Взяли объяснение. Уголовного дела не получилось, даже областная прокуратура не нашла нарушений. Но мой начальник в Екатеринбурге мне сказал: «Ты создал много проблем, пришлось писать объяснения. Хочешь работать — плати 100 тысяч». Тут я не выдержал: «Сколько можно!» Восставший раб становится Спартаком. Еще подумал, как потом детям буду рассказывать, как выживал, приспосабливался. Я обратился в Следственный комитет. Через них на меня вышла ФСБ.

«Операция проходила весело, с шутками. Контролировали окно, чтобы не выбросили деньги. На мне была видеокамера»

Была прослушка. Как только услышали кодовое слово, которое означало, что клиент взял деньги в руки, начальника взяли.

Правда, деньги на «взятку» были мои. Мне их до сих пор не вернули, они вещественное доказательство. Вернуть должны после суда, если не потеряют…

Скорее всего, делиться деньгами мой начальник ни с кем не собирался. Был ли кто-то еще вовлечен в эту систему сбора «дани», сказать не могу. Скажем образно, что Волга всегда впадает в Каспийское море, то есть все денежные потоки, полученные таким способом, куда-то вливаются. Пусть теперь знают, что эти потоки могут изменить направление в Северный Ледовитый океан, например. Почему туда? Там Колыма недалеко. Рано или поздно взяточник попадется.

В тот день, когда прокуратура утвердила обвинительное заключение бывшему начальнику, меня уволили с работы. До этого приезжали, предлагали написать заявление [об увольнении] по собственному желанию. Я отказался, и в итоге уволили по статье. Нашли поводы: не заполнен журнал кварцевания, грязный пол. Я, конечно, буду подавать в суд, оспаривать это увольнение. Сотрудники спецслужбы перед операцией мне говорили, что, если будут проблемы, они мне помогут. Но, конечно, ничем не помогли. А чем они могут помочь? По закону я могу лишь оспорить увольнение через суд. Я понимаю, что работать здесь мне не дадут. Надо переезжать в другой регион. Но и там будущие начальники могут позвонить нам в регион, спросить мою характеристику. Но я не жалею, что так сделал. Потому что если постоянно даешь взятки, то рано или поздно становишься таким же и начинаешь сам их брать.

Недавно мы писали о том, как ФСБ задержала двух сотрудников полиции: их тоже поймали на взятке. Сумма была существенней — почти полмиллиона.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
95
Форумы
ТОП 5
Мнение
«Это как принять блудную жену обратно». В Екатеринбурге стали отказывать в работе тем, кто уезжал из-за мобилизации
Анонимное мнение
Мнение
Страшно. Красиво. Как блогер из Екатеринбурга отдыхала в Крыму под звуки выстрелов
Ольга Чиги
блогер
Мнение
«Териберка впечатлила меньше всего». Колонка туристки о невероятном путешествии в Мурманскую область
Серафима Путиева
Мнение
Жизнь без прописки и график уборки туалета. Эксперт — о главных рисках при покупке апартаментов и долей в квартирах
Анонимное мнение
Мнение
Эксперт из Екатеринбурга сделал пугающий прогноз: квартиры подорожают на 50%
Анонимное мнение
Рекомендуем
Знакомства
Объявления