— Я остановил толпу на секунду, крикнул: «Давайте поддержим Леху!» И тут же за мной прибежали силовики. Отвели в автозак, привезли в отделение № 1, — делится Александр, один из задержанных на шествии в поддержку Алексея Навального в Екатеринбурге.
Ему, как и большинству задержанных на несогласованной акции 21 апреля, вменяют часть 5 статьи 20.2 КоАП РФ — «Нарушение участником публичного мероприятия установленного порядка проведения собрания». Александр рассказал, что сотрудники полиции вели себя уважительно, силу не применяли, телефон не забирали.
Всего в первый отдел полиции на Толмачева, по словам задержанного, доставили троих человек, считая его самого. Зайти в отдел в этот раз не удалось: объявили план «Крепость» — никого не впускать и не выпускать, хотя сами сотрудники полиции спокойно проходили внутрь и выходили на улицу. В ответ на вопросы правозащитников дежурный в отделе полиции пытался отшучиваться.
— Объявили «Крепость», потому что здание в осаде, отдел окружили бандиты, — отвечал полицейский. А потом добавил, что объявление плана учебное.
Пока любовались светом в окне третьего этажа, в участок на Толмачева привезли еще одного участника шествия Павла Бочинина.
— Да я ничего особенного и не делал, хотел поговорить с сотрудниками Росгвардии, объяснить силовикам, что они неправы, но в ответ меня повязали, — рассказывает Павел. Уже позднее у входа в отделение мы встречаем друга Павла, который приехал ему на выручку и объяснил, с чего вдруг екатеринбуржец бросился вести с бойцами ОМОНа разъяснительные беседы, — оказывается, он сам работал в военной сфере, поэтому не смог удержаться и не высказать свое мнение.
Сколько людей задержали в Екатеринбурге, точно не известно. Общественники заявили, что с акции забрали около десятка, но нам удалось найти только восемь доставленных в отделения, а одного правозащитника задержали прямо перед отделом полиции через час после окончания акции. Трое находились в ОП № 1. Еще трое — представитель «ОВД-Инфо» Сергей Зыков, руководитель городского штаба Навального Алексей Гресько, а также тезка и однофамилец мэра Алексей Орлов — были в отделении № 9. Две девушки, которых задержали с плакатами недалеко от УПИ, были отпущены из ОП № 11.
Стоит отметить, что, судя по количеству задержаний, в другие отделения были доставлены еще как минимум два участника шествия, которые проходили с плакатами неподалеку от УПИ. Где именно оформляли протоколы на этих молодых людей, неизвестно.
На январских акциях девятый отдел был единственным, где закрывали все входы и выходы. В этот раз история повторилась, но запереться решили еще и в первом. В обоих случаях на территорию допустили членов Общественной наблюдательной комиссии, а в ОП № 9 даже впустили адвокатов. Но общественникам оба раза не дали пообщаться с задержанными.
— Задержанных заперли в 104-м кабинете на первом этаже, нас не допускают к ним, их не выпускали. Законов сотрудники полиции не читали — по крайней мере, такое ощущение складывается у членов ОНК от общения с ними. Нас буквально выталкивали из кабинета, где находятся доставленные. Мы пригласили сотрудника прокуратуры, — заявила член ОНК Анастасия Девятьярова, находясь в здании ОП № 1.
Уже после акций протеста правозащитника Виктора Балдина скрутили возле отдела № 9 и повезли в отдел № 11 для составления протокола по той же части 5 статьи 20.2 КоАП.
Позже в полиции дали официальный комментарий о том, как отработали на этом мероприятии силовики.
— На прошедшей накануне, 21 апреля, несанкционированной акции сотрудники УМВД России по Екатеринбургу действовали грамотно и профессионально, не допустив грубых провокаций, — сказал представитель общественного совета при УМВД России по Екатеринбургу Николай Александров. — Нужно отметить, что в течение всего мероприятия полицейским удавалось обеспечить охрану общественного порядка, не допустить срыва репетиции парада Победы. Стоит добавить, что, в отличие от западных правоохранителей, применяющих в своей работе и специальные средства, и слезоточивый газ, сотрудники екатеринбургской полиции традиционно действуют максимально корректно, в рамках действующего законодательства.
Посмотрите также главные кадры с шествия в Екатеринбурге, которое состоялось 21 апреля. По официальным данным министерства общественной безопасности, в этот день на шествие в центре города вышли 2,5 тысячи человек.
Алексея Гресько обвинили в организации акции протестов. Мы собрали все, что известно о его деле.