13 марта на форум независимых депутатов в Москве пришла полиция. Сотрудники прервали выступление экс-мэра Екатеринбурга Евгения Ройзмана, всех депутатов, принимавших участие в форуме, задержали и увезли в разные отделения полиции. Евгения Ройзмана и депутата гордумы Асбеста от КПРФ Наталью Крылову доставили в ОВД Гольяново, еще одного свердловского депутата Константина Киселёва — в ОВД Новогиреево.
Депутаты рассказали о том, как проходили задержания.
По словам Константина Киселёва, их обвиняют в участии в нежелательной организации.
— Все от этих обвинений в шоке. Потому что и полицейские, и те люди, которых задерживали, — все понимают, что это шито белыми нитками, — говорит Константин Киселёв. — Когда мы собрались обсудить муниципальные дела, как организовать самоуправление, как взаимодействовать с местными сообществами, вдруг сюда начали шить Ходорковского, «Открытую Россию» (общественное сетевое движение, признано иностранным агентом и нежелательной организацией в России. — Прим. ред.), и так далее. Я вышел в числе первых трех из Новогиреевского отдела, сейчас приехали к отделу в Новокосино, сюда волонтеры принесли продукты, воду, мы это сейчас передаем.
Константин Киселёв дал объяснения в полиции, отметив, что форум был организован объединенными демократами, которые не являются организацией, и тем более она не запрещена в России. Он собирался выступить с докладом на тему «Местные сообщества и проекты: проблемы институционализации». По его словам, в полиции всё было максимально корректно, телефоны не отбирали. Единственное нарушение — депутатов держали там больше трех часов, а некоторых и шесть часов.
— Суд назначен на 17 марта, но я сказал, что я быть на нем не могу и прошу рассматривать дело при участии моего адвоката, — добавил Константин Киселёв. — Если будет какое-то негативное решение суда, будем обжаловать в вышестоящую инстанцию, а затем в ЕСПЧ.
По словам Натальи Крыловой, которую отвезли в ОВД Гольяново, сотрудники полиции отобрали у них телефоны без протоколов изъятия, держали депутатов четыре часа.
— Нас поместили в актовый зал отдела полиции Гольяново, нас не ознакомили с материалами дела, ни с какими рапортами, ни со скриншотами какого-то форума, как написали в постановлении. Встречу прервали, когда выступал Евгений Ройзман. Нас закрыли в актовом зале, там было больше ста депутатов, мы решили между собой познакомиться, и пока нас вызывали, мы выстроили очередь из тех, кого сейчас будут вызывать, и в ОВД Гольяново проводили лекции. Сотрудники полиции сидели и тоже слушали, — говорит Наталья Крылова. — Все почти участники отказывались давать объяснения, но я всё объяснила: я приехала к своим друзьям-депутатам из «Справедливой России», «Яблока» и коммунистам, к Ройзману, еще у меня свои дела в Москве. Я написала, что не согласна с протоколом, ходатайствовала, чтобы суд по моему делу был не в Москве, а в Свердловской области, так как у меня нет возможности так часто приезжать в Москву.
Ранее мы рассказывали, что Евгения Ройзмана тоже обвинили в сотрудничестве с нежелательной организацией. Мы публиковали фотографии из автозаков.