Пожар в офисном здании на Белинского, 83 лишь по счастливой случайности не унес жизни людей. По версии прокуратуры, наиболее вероятной причиной возгорания в 23-этажном здании стало короткое замыкание. По данным МЧС, горела проводка на этажах с пятнадцатого по семнадцатый.
В процессе тушения пожарные столкнулись с множеством препятствий, начиная от сильного задымления на верхних этажах и заканчивая закрытыми дверями электрощитовой. Вместе с экспертом по пожарной безопасности подполковником МЧС в отставке Евгением Никешиным мы разобрали детали, на которые нужно обратить особое внимание.
Была ли система противодымной защиты?
Здания выше 28 метров должны быть спроектированы так, чтобы в случае возгорания этажи были отделены друг от друга, пояснил наш собеседник.
— Глядя на фотографии с пожара на Белинского, 83, видишь, что и огонь, и дым переходили с этажа на этаж. Почему так произошло — большой вопрос к строителям. Ведь давно понятно, что высотные здания имеют повышенную опасность. В 23-этажном здании нужно обеспечивать такую безопасность, чтобы этажи были отделены, а у людей было время либо спокойно эвакуироваться, либо пересидеть пожар, — объяснил Евгений Никешин.
Кроме того, такие здания должны быть оборудованы системой противодымной вентиляции.
— Когда на этаже появляется гарь, включается система и высасывает дым. При этом на определенных участках создается воздушная компенсация, чтобы люди могли дышать. Даже на том этаже, где возник пожар, должна быть пригодная среда для человека. В случае с пожаром на Белинского нужно смотреть, сработала система или нет, и если последнее, то выяснять, почему такое произошло. Вообще нонсенс, когда в таких зданиях задымляются другие этажи. Значит, где-то перекрытия поставлены негерметично, — уточнил эксперт.
Почему у пожарных не было доступа к электрощитовым?
В процессе тушения пожарные не могли добраться до электрощитков. Инженерные помещения оказались закрыты на замки, нужно было тратить драгоценное время, чтобы их вскрывать.
По нормам собственник здания или управляющая компания должны обеспечить пожарным полный доступ ко всем помещениям. Да, электрощитовые или чердаки могут быть закрыты, но при возгорании спасателям нужно передать все ключи. При этом на закрытых дверях должно быть указано место хранения ключей и телефоны людей, у которых они находятся.
Когда пожарная инспекция проверяла здание?
Арендаторы помещений в горевшем офиснике сообщали о проблемах с электропроводкой уже давно. При этом сегодня, в день пожара, запах жженой проводки почувствовали еще в пять часов утра. Такие проблемы должна выявлять пожарная инспекция.
— Однако специалистов в этой сфере немного, всего шесть-десять человек на один район города. При этом их еще следует разделить на все подконтрольные объекты, — уточнил Евгений Никешин. — В Екатеринбурге тысячи домов, но я боюсь, что инспекторы не смогут обойти их все и за сто лет. Причем сейчас в основном проверяются школы, детские садики и дома престарелых. А офисники проверяются не чаще чем раз в пять лет.
После этого пожара, скорее всего, будут внеплановые проверки, предположил эксперт. Так было после пожара в кемеровском ТРЦ «Зимняя вишня» — тогда по всей стране начали инспектировать торговые центры. Но спустя год-два волна прошла и об этом забыли.
Перестраивались ли офисы?
Еще одна проблема, на которую обратил внимание наш собеседник, — перепланировка офисов. Например, был один офис, а стало три. Или, наоборот, помещения могли объединить.
— Есть компании, которые не консультируются со специалистами и тем более не спрашивают разрешения. А существуют нормы, по которым нельзя эвакуироваться через одно помещение до коридора. Если вам нужно пройти сначала одно помещение, потом из той комнаты перейти в следующее и уже оттуда — в коридор, это будет грубейшее нарушение. Ведь противопожарные системы рассчитаны на конкретную планировку. Вы стенку перенесли — вам кажется, ничего страшного. В то же время клапан дымоудаления оказался в другом помещении, — заключил Евгений Никешин.
Ранее мы сообщали, что при пожаре на Белинского, 83 пострадали три человека, они оказались в больнице.
За работой спасателей мы следили в режиме онлайн.