В воскресенье, 7 февраля, на Челябинском тракте произошло ДТП с участием двадцати автомобилей. Удивительно, что при таком числе участников аварии никто из людей не получил серьезных травм. Однако битого железа оказалось с избытком.
Челябинский тракт — это федеральная трасса. Отвечать за ее состояние обязан Уралуправтодор. По словам дорожников, до массового замеса дорогу посыпали мелкофракционным щебнем. Погодные условия были отвратительными: менее чем за сутки плюсовая температура с дождем сменилась двадцатиградусным морозом с метелью.
— При -15 °С реагенты уже не действуют, приходится применять абразивные средства, — объяснил источник в Уралуправтодоре. — Поэтому была произведена отсыпка. Проблема в том, что водители и в сложных погодных условиях продолжают гонять, не соблюдая ПДД и дистанцию. Неспроста ГИБДД и мы просим водителей в таких случаях отказываться от поездок либо, если уж такой возможности нет, соблюдать все правила и быть максимально бдительными. Но находятся те, кто не прислушивается к этой информации.
Известно, что каких-либо претензий к зимнему содержанию дороги в адрес Уралуправтодора не последовало. Официально в ГИБДД сообщили, что в настоящее время по этому эпизоду ведется разбирательство. То есть конкретного виновника (или виновников) еще предстоит установить.
— Необычность этого ДТП с точки зрения закона заключается только в числе его участников, — отметил юрист и руководитель Фонда помощи пострадавшим в ДТП Олег Таратухин. — Необходимо найти водителя, по вине которого произошло первое столкновение. В этом случае страховая компания виновника (если у него есть полис ОСАГО) будет выплачивать каждому из участников сумму до 400 тысяч рублей. Если полиса нет, то водителям придется взыскивать ущерб с виновника через суд. Говорить о том, что водители не соблюдали дистанцию, пока рано. Все произошло неожиданно, и водители, скорее всего, не могли обнаружить эту опасность заранее.
Максим Едрышов, президент Федерации автовладельцев России:
— В данной ситуации, на мой взгляд, больше вины водителей, которые неправильно выбрали скоростной режим и дистанцию. Ситуации бывают разные, и если трасса была посыпана, то дорожники, по сути, сделали все от них зависящее. К сожалению, часто люди переоценивают свой водительский опыт и возможности своего автомобиля.
А в ПДД у нас указано, что водитель должен выбирать ту скорость, которая позволит ему контролировать транспортное средство во время движения, и, если на дороге лед, а на трассе можно ехать 90 км/ч, это вовсе не означает, что можно ехать с такой скоростью. Иногда нужно ехать и 70, и 50 километров в час, и тогда это будет безопасно. В данном случае водители несколько погорячились со скоростью, кто-то совершил одну ошибку, а в результате — массовое ДТП, поскольку поток был очень плотный.
Алексей Благодарев, эксперт по безопасности дорожного движения:
— Сначала перечислю очевидные факторы: скользкая дорога, плохая видимость, осадки. Но сами по себе они не ведут к ДТП! Вопрос в том, как себя ведут водители в таких условиях. Я анализировал много подобных случаев. На мой взгляд, есть набор типичных ошибок водителей, которые усугубляют ситуацию:
В условиях плохой видимости водители, двигаясь в потоке, пытаются как бы «зацепиться» взглядом за того, кто едет впереди. Он служит ориентиром, так как из-за метели сложно отслеживать границы полосы.
Для того чтобы выполнить пункт выше, водителям приходится двигаться на опасно малой дистанции. А в условиях плохой видимости (метель) возникает иллюзия, что дистанция больше, чем есть на самом деле.
К неточной оценке дистанции добавим и неправильный выбор скоростного режима. То есть скорость не дает водителю возможности вовремя среагировать и замедлить автомобиль. Добавим к этому гололедицу и отсутствие навыков вождения по такому покрытию у 99% всех водителей. На льду машина замедляется в четыре раза дольше, чем на асфальте.
Метель. Замечали, что в снегопад на улицах с большим количеством полос расчищенной остается одна? Все начинают ехать по уже накатанной дорожке. Ведь так удобнее и лучше видимость. На трассе история повторяется, поэтому возникают вот такие массовые ДТП.
Я допускаю, что были в этой заварушке и те, кто успел среагировать и остановиться, и даже те, кто попытался уйти с линии опасности. Но мы же даем рекомендации всем: выезжая на дорогу в таких условиях, необходимо трезво оценивать все риски. Большинство водителей не имеют должной подготовки. Иногда лучше совсем воздержаться от поездок за рулем.
Иван Тимошенко, инструктор по контраварийной подготовке, автогонщик
— Я в этот день ехал утром в Асбест и был в таких же условиях, как участники этого ДТП. Первое и главное правило — «не вижу — не еду». Скорость должна быть такой, чтобы при появлении на границе видимости условной кирпичной стены у вас оставалась достаточная дистанция, чтобы избежать ДТП.
Во время сильных порывов ветра и метели видимость сильно падает, включайте аварийку. Был свидетелем такой практики в Новосибирской области, когда все водители включили сигнализацию во время тумана, снизили скорость и продолжали ехать. Еще раз подчеркну, что в такую погоду вам нужно соизмерять свою скорость с тормозным путем.
Напомним, что мы собирали последствия непогоды в режиме онлайн. На дорогах региона произошли десятки тяжелых аварий. По данным ГИБДД по Свердловской области, в них погибли 18 человек и еще 45 получили травмы.