В минувшее воскресенье возле цирка 50-летний бизнесмен на Audi несколько раз протаранил припаркованную Hyundai Sonata. Сцену, достойную боевика, сняли на телефон случайные очевидцы. Неадекватный водитель кроссовера раз за разом врезался в легковушку. От его автомобиля отлетел бампер, а из радиатора шел пар, но Audi продолжала ездить по парковке, разгоняться и врезаться в Hyundai. В дорожном замесе пострадала также припаркованная рядом KIA, принадлежащая екатеринбурженке Анне.
Позднее выяснилось, что дорожный замес произошел из-за семейной драмы: мужчина на Audi разнес Hyundai, принадлежавший его жене. Ссора произошла из-за того, что женщина решила подать на развод. Мы решили спросить у юристов и правозащитников, чем может закончиться для пылкого супруга эта дикая дорожная выходка.
Сергей Колосовский, адвокат:
— С точки зрения ответственности в данном случае речь идет явно не о статье 264 УК РФ («Нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств»), поскольку она предполагает тяжкий вред здоровью или смерть, причиненные по неосторожности. В эпизоде возле цирка мы видим умысел, направленный не против ПДД, а на повреждение автомобиля. А значит, уместно говорить о статье 167 УК РФ — «Умышленное уничтожение или повреждение чужого имущества» (либо часть 1-я, либо более тяжелая 2-я — в зависимости от того, будет ли способ повреждения Hyundai Sonata признан общеопасным). По статье 167 УК РФ водителю Audi могут назначить до пяти лет лишения свободы.
«Умысел на уничтожение имущества, безусловно, был!»
Но если рассуждать с позиции защиты, есть один любопытный нюанс. Возможно, супруги не успели официально развестись и Hyundai Sonata был в их общей собственности. То есть в эпизоде с Hyundai водитель Audi повредил свое имущество, а не чужое!
Но не стоит забывать, что серьезно пострадала еще и KIA, принадлежащая стороннему человеку. Если KIA была застрахована по каско, будет поднят вопрос о том, насколько значительный ущерб понесла страховая компания. Если ущерб будет обозначен как незначительный, то и состава преступления не будет.
То есть перед нами классический случай, где будет работать состязательность сторон защиты и обвинения. Водитель Audi может лишиться свободы, а может и не получить наказания. Наиболее очевидный вариант, на мой взгляд, что водителя все-таки привлекут по статье 167 УК РФ. В худшем случае его отправят в колонию-поселение, но, скорее всего, мужчина просто отделается штрафом.
Кирилл Форманчук, автоправозащитник:
— Страховой случай — это событие, которое обладает свойствами вероятности и случайности, при возникновении которого у страховщика возникает обязанность произвести страховую выплату. В данном случае ущерб был причинен умышленно, и это событие не подпадает под понятие страхового случая. А значит, выплаты по ОСАГО или каско не стоит ждать. Это событие должно квалифицироваться как уголовное преступление, умышленное причинение вреда имуществу. Потерпевшие компенсации не получат. Им нужно будет взыскивать ущерб с того, кто причинил вред.
Дмитрий Ларионов, автоэксперт:
— Данное событие отвечает всем формальным признакам ДТП, так что это ДТП. Кроме того, оно отвечает признакам страхового случая по ОСАГО, поэтому страховая компания виновника должна произвести возмещение потерпевшим в пределах страховой суммы. Но, поскольку 400 тысяч рублей для ремонта Hyundai Sonata явно недостаточно (если ремонт вообще целесообразен), встает вопрос о количестве ДТП и повреждениях от каждого из них (каждый удар можно трактовать как отдельное ДТП. — Прим. ред.). И в этом потерпевшим серьезно поможет видеозапись очевидцев, ведь на ней прекрасно видно и количество ударов, и характер повреждений от них.
Кроме того, если верить словам жены виновника, он был за рулем пьяный, а это основание для регресса от страховой по ОСАГО. Так что в конечном счете бюджет виновника похудеет на сумму всех страховых выплат.
Кроме того, поскольку у виновника явно имелся умысел на повреждение или уничтожение имущества и ущерб от его действий явно является значительным в понимании УК РФ, виновнику может грозить уголовная ответственность по статье 167 УК РФ.
Олег Таратухин, руководитель Фонда помощи пострадавшим в ДТП:
— Я расцениваю это не как ДТП, а как уголовное преступление. Хорошо, что в автомобилях, которые были разбиты, не находились люди, иначе бы этот случай мог закончиться травмами и гибелью людей. А это совсем другая ответственность. В моей практике были похожие случаи. Например, в резонансном деле автохама Малафеева был эпизод, когда он ударил машину беременной женщины и помял дверь. Впоследствии Малафеев был вынужден компенсировать ущерб и сделал это в добровольном порядке. Также можно вспомнить дело экс-полицейского Дмитрия Курницкого, который намеренно сбил людей в Полевском на своем Land Cruiser. Его отправили в колонию строгого режима.
Мы продолжим следить за этой историей. Поговорить с водителем Audi пока не удалось. Его телефон отключен.