Год назад, 15 августа, вся страна заговорила о рейсе U6-178. Самолет «Уральских авиалиний», который должен был доставить людей из Жуковского в Крым, не смог даже нормально взлететь — как только он оторвался от земли, в его двигатель попала стая чаек. Уже через несколько секунд оба двигателя отказали. Этот день мог стать траурным, но в итоге запомнился одним из самых ярких моментов в современной истории.
Мы поговорили с людьми, которые находились в том самолете. 15 августа 2019 года — второй день рождения для них. Сегодня они снова соберутся вместе, чтобы отпраздновать годовщину «чуда на кукурузном поле».
«Мой самолет упал»
— День начался с того, что мы приехали за три часа до вылета и всё проходило максимально гладко, идеально. Мы первыми прошли контроль, первыми пришли в зал ожидания — всё шло как по маслу. Мы думали, что, может, есть какой-то подвох, — рассказывает нам Артемий Поляков.
Перед этим рейсом должен был состояться еще один — в Караганду. Но его почему-то перенесли. Артемий говорит, что почувствовал что-то подозрительное сразу, как только начался взлет.
— Я как человек, который уже летал до этого на самолёте, знал, какие должны быть ощущения. Но здесь этих ощущений не было. Думаю, видео уже все спустя год посмотрели. Выкладывали, как чайки попадали в турбины. Вместо плавного ухода в небо пришло ощущение, будто летишь на пропеллерном самолёте, как в старых фильмах про войну. Звук у них ещё такой, как дрель; вот точно такой же звук тогда был, и самолёт очень медленно набирал высоту, — говорит Артемий.
Он стал одним из первых пассажиров того рейса, которые появились в социальных сетях. В своем Twitter он опубликовал фотографию самолета в кукурузе с подписью: «Мой самолет упал».
Эта запись завирусилась, на ней набрались тысячи лайков и сотни комментариев. Кто-то поздравлял Артемия с днем рождения, а кто-то просил не преувеличивать: мол, не упали вы, а совершили экстренную посадку.
— Я заметил, что мы летим уже почти минуту. Обычно спустя минуту самолёт уже на приличной высоте — километр, думаю, не меньше, — а тут мы толком-то и не оторвались почти. Я вижу, что мы медленно теряем высоту, и, в общем, сказать, что я обалдел — значит ничего не сказать. Но не было паники, в этом вся особенность ситуации. Не было абсолютно никакой паники, было молчание.
«В фильмах показывают, что люди, когда видят, что самолёт падает, начинают кричать, но все сидели молча. Даже дети»
По всему шлейфу самолета, рассказывает Артемий, были видны части фюзеляжа, части двигателя и части самого самолёта. Он запомнил, как стоял с друзьями, а рядом лежала огромная, похожая на двигатель горящая часть. Чуть позже главный бортпроводник Дмитрий Ивлицкий сказал фразу, ставшую символом этого происшествия: «Идем правее, на солнце, вдоль рядов кукурузы».
— Это очень смешно, что эта фраза стала знаменитой, потому что я на неё очень негативно отреагировал. Когда мы с друзьями шли и я эту фразу впервые услышал, сказал: «Господи, ну неужели нельзя дать нормальный ориентир?» И уже сейчас, с холодной головой, я понимаю, что пилот сделал всё правильно, но вот тогда у меня был стресс, злость, и я такой: «Господи, ты ведь стоишь в самолёте, неужели нет нормального ориентира?» Но на самом деле это всё лишь мои бредни, и я рад, что всё так получилось. Пилотам большое уважение.
После того, что произошло, некоторые пассажиры по-другому посмотрели на свою жизнь. Кто-то рассказывал, что решил сделать предложение девушке, кто-то помирился с близким родственником, с которым давно не разговаривал. Эта история изменила всех, кто был в том самолете.
— В моей жизни поменялось то, что я больше стал ценить моменты, которые происходят сейчас. Я отпустил некоторые моменты из прошлого, которые тянули назад, тяготили меня и лежали камнем на душе.
«Когда это случилось, ночью было чувство полного очищения, будто отпускаешь всё, что было до»
Артемий понял, что не стоит переживать из-за некоторых неудач. Он осознал, что жизнь в любой момент может закончиться. Он перестал винить себя за ошибки, которые сделал, жалеть об упущенном.
— Я стал с большей любовью относиться к своим близким, потому что понял, что все обиды, недопонимания, недомолвки — всё это не стоит и выеденного яйца, потому что когда такие вещи происходят, первым делом звонят родители, которым ты очень важен.
На самом деле в этой истории все прошло не так позитивно, как многим казалось. Сразу несколько пассажиров рейса рассказали нам, что, когда они вернулись в зал ожидания, произошел скандал.
— Начался стихийный митинг. Люди начали обвинять авиакомпанию, и вышел представитель «Уральских авиалиний». Ему было чуть за тридцать, он стоял и был белее льда. Толпа окружила его, и кто-то призывал, мол, давайте, вызывайте сюда всех, вы нас чуть не убили — такой, знаете, непонятный активизм, абсолютно неуместный в этой ситуации. Страшнее всего, наверное, было людям, которые стояли в верхнем зале ожидания и смотрели на нас: все в грязи, в крови, кто-то плачет. Они стояли с выпученными глазами, и им, наверное, было хуже всего.
После этого всех пассажиров допросили — каждый из них рассказывал поминутную хронологию — от приезда в аэропорт до экстренной посадки. С тех пор Артемий ни разу не летал на самолетах. Но не из-за страха, просто так сложились обстоятельства. Спустя некоторое время после происшествия нашлись эксперты, которые утверждали: Дамир Юсупов — не герой. Он действовал не по инструкции, рисковал жизнями пассажиров, и ему просто повезло. Но ни один из пассажиров, с которыми мы разговаривали, категорически не согласен с этим.
— С Дамиром я бы точно лично увиделся, но без камер, и по-человечески пожал бы руку. Это единственное, что я хотел бы сделать, потому что человек спас мне жизнь. Это чудо, безусловно. То, что пилот смог на каком-то интуитивном уровне подготовки и благодаря своему опыту принять единственное верное решение, это, безусловно, чудо. Я не верю особо в конспирологию, но в ночь перед вылетом шёл проливной дождь, очень сильный, и поле было мокрое. Это было очень сложно переживать, потому что я знал, сколько удачных факторов сошлось в один момент.
«Столько удачных стечений обстоятельств — это взрывает голову! Голова идёт кругом, когда понимаешь, насколько сильно тебе повезло»
«Посмотрела в небо и увидела Бога»
Ольга вместе со своим внуком полетела в Крым на соревнования по танцам. Ребенок, которому в тот момент было всего девять лет, сидел у окна и очень испугался, увидев горящий двигатель.
— Мы взлетели, правый двигатель не работал. Даня мне говорит: «Бабушка, мы сейчас упадем». Я его успокоила. А сама начала читать «Отче наш». А потом посмотрела в небо и увидела Бога. Он очень добрый, не такой, как на картинах. И наш самолетик летел прямо к нему.
«Птиц затягивало, как в пылесос. Самолет начал снижаться, оба двигателя загорелись. Развернуться он уже не мог»
У женщины было ощущение, что самолет падал долго — как минимум несколько минут. На самом же деле весь полет занял лишь 93 секунды. Ольга с внуком вышла из самолета одной из последних. Она решила, что сейчас может произойти взрыв. Она взяла внука и побежала с ним в кукурузу. Ольга отмечает: хвалить стоит не только экипаж, но и спасателей, которые очень быстро приехали к самолету.
— Они молодцы, почти сразу приехали. Всех распределили, кому куда надо отходить. Никакой суеты, ничего не было.
Ее год прошел неудачно: в разгар пандемии в Москве Ольга подхватила коронавирус и уже несколько месяцев сидит на самоизоляции, а ее внук до сих пор очень боится летать.
«Все играло на то, чтобы мы остались живы»
Игорь Корнаухов после «чуда на кукурузном поле» каждый день прокручивает в голове ту ситуацию. Он уверен — в тот момент сошлось невероятное количество обстоятельств. А если бы из этого пазла выпал хоть один фрагмент, произошла бы трагедия.
— В этой истории сошлась тысяча мелочей, которая позволила нам остаться живыми. Я каждый день прокручиваю это в голове, у меня такая склонность. Все играло на то, чтобы мы остались живы. Взять погоду: накануне с вечера шел тропический буквально ливень, он смягчил глиняную почву в том поле. Самолет скользил по ней, и одновременно глина его засасывала.
Игорь анализирует эту историю не с эмоциональной, а с технической точки зрения. Он всегда интересовался авиацией. Мужчина сразу заметил, что пилоты довольно долго берут разбег.
— Взлетная полоса в Жуковском уникальная: таких всего три в Европе. Она очень длинная, пять с лишним километров. А разгон для Airbus составляет примерно два километра. Но при разгоне мы прошли более половины полосы, меня это очень насторожило. Я считаю, что Дамир знал, что рядом находятся птицы и пытался преодолеть ареал их обитания. Как только мы оторвались — на второй секунде один удар, на третьей — второй.
Игорь рассказал нам забавную историю, которую раньше нигде не публиковали.
— Когда мы только остановились, девочка-бортпроводница открывает дверь. И тут сзади, со стороны хвоста самолета, несутся два парня, лет 25. Всех расталкивают, подбегают к ней. «О, наверное это те самые, о которых слагают стихи, герои-спасатели, случайно оказавшиеся среди пассажиров. Сейчас будут помогать». А эти двое подбегают, отталкивают проводницу, вышибают дверь, прыгают вниз и уходят в кукурузу. И смех, и грех!
Не считая этого эпизода, люди, рассказывает Корнаухов, действовали очень организованно. В аэропорту всем желающим прямо на месте вернули деньги, хотя не все пассажиры смогли достать из самолета даже свой паспорт. За минуту до взлета он написал СМС человеку, который должен был встречать его в аэропорту Симферополя. Но уже через шесть минут отправил еще одну: «Не ждите. Прилетим, наверное, завтра».
— Вообще всех переполнял адреналин. Все сразу достали телефоны и начали звонить: родным, друзьям. Чтобы излиться и пережить это как-то. А когда нас забирал автобус, он только успел тронуться, как тут же заглох. Я говорю: «Что, опять?» И все заржали. У всех хорошее настроение было.
Игорь отдельно просит отметить: в аэропорту сотрудники тоже отработали отлично. Раздавали еду и воду, общались с пассажирами.
«Мама, у нас крыло горит, это нормально?»
Леонид Еремин всегда боялся летать. Но 15 августа 2019 года вместе с женой и ребенком отправился на отдых в Крым. Супруга полеты как раз очень любила и всегда подшучивала над мужем.
— Мы понимали, что здесь что-то неладное. Ребенок сидел около иллюминатора, он повернулся и сказал: «Мама, у нас крыло горит, это нормально?» Она сказала: «Да, сынок, это нормально», — а сама поворачивается на меня и взглядом показывает, что все плохо. Я заглянул в окно и увидел, как из двигателя вырываются струи пламени. Потом началось резкое снижение вниз.
«Я смотрел на семью и понимал, что это конец. Прощался с ними глазами. Было очень обидно за сына, что он с нами в этот момент находится»
После этого произошло несколько жестких ударов об землю. В этот момент Леонид полностью успокоился. Выход из самолета экипаж организовал профессионально — люди быстро эвакуировались, не устроив давку. Леонид был первым, кто поблагодарил Юсупова. Он просто зашел в кабину и пожал ему руку. Леонид также снял знаменитое видео. На нем он говорит фразу: «Пилоты красавцы, посадили птичку».
Спустя несколько часов к самолету подогнали автобусы. Всех вернули в аэропорт. А уже вечером того же дня часть пассажиров все-таки отправилась в Крым другим рейсом.
— Мы все равно полетели вечером. Полетело, наверное, человек 60–70, то есть одна треть согласилась куда-то лететь. Не знаю, было очень спокойно, я легко заходил в самолет, не было никаких переживаний. Мне было уже настолько все равно. Я знал, что все будет нормально.
Зато после этого страх перед полетами начался у супруги Леонида. Как будто бы его аэрофобия перешла жене, а он перестал бояться самолетов. Мужчина вообще стал проще относиться ко всему. Если раньше он мог разозлиться, долго спорить с кем-то, то теперь все по-другому.
«Я стал легко отпускать ситуации, просто живу, как в последний день. И радуюсь каждому дню»
Он уверен, что экипаж самолета спас пассажиров.
— Какие-то пилоты, которых не было на борту, обсуждают недостоверные факты. Я написал им комментарий: «Если я встречу этих людей, я лично плюну каждому в морду за Дамира. Этот человек нас спас, а какие-то диванные балаболы обсуждают, что он недостоин чего-то. Дамир правильно нам сказал: "Я получил много отзывов в тот момент. И никогда не говорил, что все сделал правильно. Возможно, ошибки и были, но совесть моя чиста"».
Весь день 15 августа мы вели онлайн о событиях в Подмосковье. Мы поговорили с женой Дамира, Натальей Юсуповой. Спустя несколько месяцев экипаж самолета наградил Владимир Путин. А в конце 2019 года мы взяли у Дамира большое интервью, в котором он рассказал нам, как все происходило и легко ли ему справляться с внезапной славой.