Авария с муниципальным НефАЗом на Плотинке произошла 13 июля вечером, в час пик. Автобус, только-только отъехавший от остановки «Колледж Ползунова», внезапно вильнул вправо, выскочил на бордюр, а затем резко повернул влево, пересекая проспект. Через пару секунд НефАЗ зацепил попутный Ford Kuga и понесся дальше, к ограждению. Там он разнес гранитные блоки и врезался в дерево. К счастью, ствол выдержал мощный удар. Если бы не это препятствие, автобус бы выехал на набережную, где в это время гуляли десятки горожан.
На месте ДТП назвали две основные версии: отказали тормоза и водителя ослепило солнцем. Последнюю выдвинул сам водитель, 53-летний Вадим Колпаков. Но позднее ревизоры ЕМУП «Гортранс», просмотрев записи из салона автобуса, опровергли заявление мужчины. Выяснилось, что в ДТП целиком и полностью виноват он. Авария случилась из-за грубейшего нарушения правил безопасности на дороге.
Когда водитель отъезжал от остановки, он отвлекся на салонное зеркало и увидел, что одна из дверных створок неплотно закрылась. Мужчина потерял бдительность и не смотрел вперед. Он упустил момент, когда автобус повело вправо. В результате машина ударилась о бордюр, а водитель упал со своего сиденья, потому что не был пристегнут ремнем безопасности. Во время падения Колпаков схватился за руль и выкрутил его влево до упора, при этом его нога осталась на педали газа. Ну а что было дальше, посмотрите на видео ниже.
«Человеческий фактор»
Глава Гортранса Сергей Нугаев сообщил, что виновника ДТП теперь лишат 100% премии и снимут его с линии. Мужчине также придется заплатить за ремонт автобуса. От удара о дерево у него разорвало переднюю левую часть, но пока машину решили не списывать в утиль.
— У водителя по какой-то причине неплотно закрывалась створка задней двери. Возможно, ей мешал какой-то посторонний предмет, — пояснил E1.RU Нугаев. — Как нужно было поступить в этой ситуации? Он обязан был остановиться, осмотреть дверь и принять решение — продолжать рейс или ехать в парк. Но вместо этого водитель продолжал движение, не глядя вперед, и переключал тумблер туда-сюда в надежде, что дверь закроется! Неудивительно, что произошло это ДТП.
«Техника тут ни при чем, это человеческий фактор!»
Последствия
Скорее всего, Вадима Колпакова теперь накажут не только рублем. В ДТП пострадали три человека — две пассажирки и кондуктор. Если их травмы окажутся серьезными, в отношении водителя могут возбудить и уголовное дело.
— На месте аварии медицинская помощь была оказана двум женщинам. У 51-летней пассажирки медиками ГКБ № 23 были диагностированы ушибы, у 64-летней женщины — ушибы и компрессионный перелом грудного отдела позвоночника. 48-летняя женщина-кондуктор получила ушиб грудной клетки, — рассказали в ГИБДД Екатеринбурга.
Разбирательства
На месте аварии работали не только спасатели, пожарные и гаишники, помятый автобус внимательно осматривали также вице-мэр Алексей Бубнов и глава транспортного комитета Игорь Ощепков.
— Водителя мы однозначно направим на медицинское освидетельствование, а машину — на техническую экспертизу, — сказал Алексей Бубнов.
По словам работников Гортранса, 14 июля утром все муниципальные автобусы, выезжающие на линию, тщательно досматривали: особенно инженеров и их помощников интересовало состояние ремней безопасности.
— У меня проверили ремень и сказали, чтобы пристегивался на дороге. Такой тонкий намек на то, что произошло на Плотинке, — сообщил один из водителей Гортранса.
Мнения экспертов
Дмитрий Ларионов, председатель свердловского отделения Комитета по защите прав автомобилистов:
— Когда человек (имеется в виду водитель Вадим Колпаков. — Прим. ред.) путается в показаниях, это обычно говорит о том, что среди сказанного им нет правды. Так получилось и в этот раз: он просто не мог себе позволить признаться в том, что произошло на самом деле. Я уже лет десять не пользуюсь автобусами и троллейбусами (из общественного транспорта — только трамваями и метро), и одна из причин в том, что у их водителей слишком много возможностей сделать что-то не так и подвергнуть опасности жизни пассажиров. В частности, я очень часто наблюдаю, что водители не пристегиваются, и на данном примере видно, чем это чревато для пассажиров.
Кирилл Форманчук, защитник прав автомобилистов:
— Как он мог упасть с сиденья? Он должен быть пристегнут ремнем безопасности, который его удерживает. И даже если и не был пристегнут, то все равно не могу представить, как можно упасть и за такое длительное время не дотянуться хотя бы до педали тормоза или до руля. Думаю, что водитель что-то недоговаривает. Нужно внимательно изучить все записи.
Алексей Благодарев, эксперт по безопасности дорожного движения:
— Стрессовые дорожные ситуации — это рутина, с которой профессиональный водитель сталкивается в течение дня многократно. Чувство опасности притупляется, а вместе с тем снижается и чувство ответственности. И как следствие, в какой-то момент водитель автобуса может позволить себе на ходу выйти из-за руля, чтобы поправить зеркало. Если причиной данного происшествия было подобное поведение водителя, то я бы его объяснил именно так. Это обычная халатность, безответственность.
Владимир Злоказов, урбанист:
— Что тут можно сказать? Человеческий фактор. Хорошо, что никто не пострадал. Деревья спасают, в отличие от заборов! (о том, почему Владимир Злоказов не одобряет заборы, читайте в его колонке).
Алексей Кофман, активист фонда «Городские проекты»
— В данном случае от вылета автобуса на набережную не помог высокий гранитный бордюр, а вот дерево помогло. По опыту других происшествий мы также знаем, что не помогли и ограждения, которые администрация города сейчас устанавливает там, где надо и где не надо. Мало того — куски ограждений разлетались бы в разные стороны и создавали бы дополнительную опасность.
«Деревья на городских улицах выполняют много функций — защищают от солнца, шума, пыли, служат реальной защитой от вылетающих на тротуар автомобилей»
К сожалению, городская администрация в последнее время склоняется к тому, чтобы новые деревья в проекты реконструкций не закладывать и даже погибшие деревья не восстанавливать. Прямо сейчас идет ремонт улицы Бардина, где лунки от деревьев просто убирают, как будто их там не было. Можно вспомнить и новые проекты, например соединение Татищева и Ленина. Альтернативные предложения предполагали посадку более тысячи деревьев, однако администрация выбрала вариант с абсолютно лысой улицей.
В Москве при капитальном ремонте улиц в центре власти начали высаживать новые взрослые липы — их посадили даже на Тверской, где до этого вообще ничего не росло. Важно, что там высадили именно взрослые деревья, а не чахлые ростки.
Сейчас проектируется капитальный ремонт улицы Малышева, там, например, в техническом задании для проектировщиков сказано, что нужно предусмотреть посадку деревьев. Мы надеемся, что так оно и будет и что в будущем деревья все же начнут появляться на улицах города.
Александр Сергеевич, соавтор паблика «Удобный город»:
— Случившееся также показывает, что у нас в городе есть проблема с качеством подвижного состава общественного транспорта. Не закрывавшаяся средняя дверь запустила цепочку ошибок водителя, которые привели к аварии. Очень важно обновлять и качественно обслуживать наш общественный транспорт, чтобы свести к минимуму подобные исходы."
Юрий Сурнин, инженер-аналитик в области транспортного планирования и моделирования:
— Можно высадить деревья, озаборить улицы, наказать водителя, но это никак не решает причин аварии. Водитель нарушил правила безопасности, техника не распознала нарушение, ревизоры не проводили регулярных рейдов по соблюдению инструкций, а практики мониторинга поведения водителя за рулем транспортного средства по видеокамерам у нас и вовсе нет, хотя камеры внутри кабин установлены. И решать нужно именно эти вопросы, так как они предотвратят кратно больше аварийных ситуаций, чем забор или дерево.
Всю информацию об этом случае мы собираем по этой ссылке.