Семь екатеринбуржцев, которые хотели купить квартиры, пострадали от недобросовестного риелтора. Он брал аванс, а накануне сделок резко менял планы и исчезал. Так, например, по словам пострадавших, он несколько раз брал предоплату (от 100 до 150 тысяч рублей) за трехкомнатную квартиру на улице Опалихинской, 16 и за двушку на Белинского, 15/3.
Несколько пострадавших рассказали E1.RU, что 39-летний риелтор Максим работал под разными фамилиями. В паспортах он не менял только имя. Он был Шипицыным с отчеством Викторович, Романовым с отчеством Савельевич, Довлатовым с отчеством Александрович.
«Трое покупателей внесли аванс за одну квартиру»
Екатеринбуржец Александр Малышев стал искать квартиру в 2017 году. По объявлению нашел подходящую в доме № 16 на Опалихинской. Три комнаты, приличное состояние, приемлемая цена. В итоге договорились на просмотр квартиры и внесение предоплаты.
— Когда мы вносили аванс, риелтор должен был каким-то образом закрыть ипотеку, получить свидетельство о регистрации и снять обременение, выйти на сделку. Он говорил, что с квартирой все в порядке. За день до сделки, назначенной в банке, Максим позвонил и сказал, что квартиру продавать передумали, — рассказал Александр Малышев. — Когда я после взноса решил оценить квартиру, то выяснилось, что за актом на эту квартиру в ту же оценочную компанию обратилась еще одна покупательница.
Уже позднее выяснилось, что квартиру на Опалихинской смотрели как минимум трое потенциальных покупателей — и вносили авансовый платеж за нее. Уже после всех несостоявшихся сделок и потерянных денег люди узнали, что указанная квартира принадлежит знакомой Максима. И продавать ее она вовсе не намеревалась.
— Со мной он заключал договор на покупку этой квартиры с фамилией Шипицын, а с другой покупательницей — с фамилией Довлатов. Когда я позвонил риелтору и сказал, что тот поступает нечестно, он тут же вернул мне около 40 тысяч рублей из 150, — сообщил Александр Малышев. Это было в 2018 году, сделка отменилась в мае.
В 2019 году мужчина обратился в суд для взыскания оставшегося долга. Суд он выиграл, но, поскольку у Максима нет никакого имущества, взыскать с него нечего. Подозрительный риелтор до сих пор должен 67 тысяч рублей Александру Малышеву.
«Он очень хороший психолог»
Еще одной покупательницей, которая столкнулась с риелтором Максимом, стала Елена Новикова. Она рассчитывала перевезти родителей из другого города и купить для них квартиру в Екатеринбурге.
— Я думаю, что он начал с меня, я была первой, — предполагает Елена Новикова. — В сентябре 2017 года я нашла объявление о продаже квартиры на улице Белинского, связалась с представителем по недвижимости. Он дал документы, представился как риелтор. Все было хорошо, все нормально совершенно.
По словам Новиковой, Максим с фамилией Романов взял 150 тысяч рублей авансом и потом полгода продолжались какие-то отсрочки и отговорки. Квартира на Белинского тогда предлагалась за 2 миллиона 500 тысяч рублей, а в случае получения аванса он обещал скинуть цену.
— Выглядело это все логично. Мне очень нужна была эта квартира. Видимо, он это понял, и началась психология, он очень хороший психолог, — рассказала Новикова.
Все продолжалось до весны 2018 года, когда Новикова узнала, что за счет авансов, получаемых с других квартир, риелтор расплачивается с предыдущими должниками. Елене Новиковой он вернул 32 тысячи рублей из 150. Новикова обращалась в отдел полиции № 12, но безрезультатно.
«Я просто не успел вернуть деньги»
Нам удалось связаться с риелтором Максимом. По его словам, вернуть деньги клиентам он собирается совсем скоро.
— Я возвращал деньги частями. Кому-то вернул, кому-то не успел. Рассчитаюсь в ближайшее время. Просто не успел, — заверил Максим. — Сейчас сделок у меня нет, в недвижимости я уже не работаю.
В беседе с Е1.RU Максим рассказал, что его первоначальная фамилия — Шипицын. Сначала заявил, что брал фамилию отца, а потом сказал, что поменял на материнскую. Правда, мужчина не уточнил, какая из трех указанных фамилий принадлежит матери, а какая отцу, и что происходит с его отчествами.
Полиция отказалась возбуждать уголовное дело
По словам юриста пострадавших екатеринбуржцев Руслана Мирзоева, обманутыми оказались семь человек, но двое отказались писать заявление в полицию. Всякий раз агент использовал одну и ту же схему. На порталах по продаже недвижимости размещались объявления, где их находили потенциальные покупатели, они созванивались и договаривались о покупке.
— Поскольку у него имелись доверенности от собственников, заключался договор, по которому клиенты вносили аванс — 100–140 тысяч рублей, кто-то еще больше. Люди оплачивали в ожидании сделки. В предварительном договоре были и сроки, и остальные условия. Доходило до сделки, люди заказывали экспертную оценку, чтобы, например, оформлять ипотеку. Но за день до сделки или в назначенный день Максим звонил и говорил — собственник передумал. Давайте вернем деньги, — рассказал Руслан Мирзоев.
Далее, по словам юриста, клиенты приезжали к риелтору, но он придумывал отговорки, что вернет деньги от другой сделки, писал расписку. Потом Максим пропадал, кому-то в итоге выплачивал часть аванса. Общий ущерб составил порядка 600 тысяч рублей.
От имени пяти пострадавших Руслан Мирзоев в прошлом году написал заявление в полицию, чтобы привлечь Максима к ответственности за мошенничество, а именно — по части 6 статьи 159 УК РФ. Но 19 августа в отделе полиции № 7 отказались возбуждать уголовное дело, сославшись на то, что указанные обстоятельства — гражданские отношения, которые нужно решать через суд.
— По материалу проводится проверка и необходимые следственно-оперативные мероприятия. По их итогам будет принято соответствующее решение, — лаконично сообщили в пресс-группе управления МВД по Екатеринбургу.
Юрист сейчас представляет интересы пяти пострадавших. Кроме Александра Малышева и Елены Новиковой это Артем Фролов, Ольга Рякова, Екатерина Двинянинова.
Недавно мы рассказывали истории пожилых людей, которые переписали квартиры на посторонних людей. Несколько квартир родственникам удалось вернуть после сомнительных сделок.