Эта история про пожилую женщину, которая осталась без родственников и последние дни провела буквально в грязи и голоде. Ветерана Уралмашзавода 91-летнюю Валентину Гуртовенко в неизвестном направлении увез мужчина. А спустя некоторое время пенсионерка умерла. По одной из версий, в каком-то пансионате.
У Валентины Борисовны не оказалось близких родственников, и каким-то образом ее квартира вдруг оказалась оформлена на чужого человека. В этой истории пробовала разобраться Ольга Белачеу-Белху, ее мама работала вместе с Валентиной Гуртовенко на заводе. Женщина периодически навещала пенсионерку — пару раз в месяц. В конце декабря 2019 года она застала ее в ужасном состоянии.
По словам Ольги, у пенсионерки не было близких родственников, кто бы мог ухаживать за ней. От социальных работников она отказывалась. Два года назад, после смерти сына, к ней в доверие втерлись какие-то люди. Стали приносить продукты за ее же деньги и дополнительно брали еще 1000 рублей за каждый визит. Белачеу-Белху предполагает, что мужчина стал навещать пожилую женщину после похорон сына.
— Сына хоронила какая-то похоронная контора, и от них стали ходить люди, утешать. Они вначале просто конфеты носили, потом продукты, — рассказала Ольга.
В феврале 2019 года Валентина Борисовна на три дня попала в больницу, а потом выяснилось, что квартиру переписали на чужого человека. Свои предположения Ольга решила проверить выпиской из реестра недвижимости. И сделка действительно была зафиксирована. По словам Ольги, квартира перешла дочери Валерия Браженко, того самого мужчины, который приносил пенсионерке продукты.
— 31 декабря я пришла поздравить ее с Новым годом и увидела ужасающую картину. Она, наверное, полторы недели не ела, засохшие продукты были разбросаны на столе. Человек, который к ней ходил, видимо, не появлялся у нее либо умышленно не ходил, доводя ее до такого состояния, — рассказала Ольга Белачеу-Белху.
Женщина накормила бабушку, поменяла постель, прибралась.
Но в тот же день консьержка дома на Стахановской, где жила пенсионерка, сообщили Ольге, что пожилую женщину увозят. Она успела приехать и пообщаться с мужчиной, который заявил, что квартира ему не нужна, обвинил Ольгу в корыстном интересе и уехал. 1 января Белачеу-Белху написала заявление в ОП № 15 Орджоникидзевского района с просьбой установить местонахождение бабушки.
— Думаете, меня вызвали? Нет. Они ему позвонили и узнали, что бабушка находится в каком-то пансионате, — сказала Ольга.
По итогам проверки в полиции не усмотрели признаков преступления. Уголовное дело возбуждать отказались. Из объяснений Валерия Браженко следует, что Валентина Гуртовенко — его двоюродная бабушка, а точнее, двоюродная сестра его матери. В последний день декабря он навестил ее, увидел, что бабушка лежит на полу и не может подняться.
«Принял решение, что Гуртовенко В. Б. необходимо обеспечить круглосуточный уход, а именно поместить в пансионат по уходу за престарелыми гражданами», — следует из постановления об отказе в возбуждении уголовного дела. Там же сказано, что 31 декабря с пансионатом заключен договор на оказание услуг.
Позднее выяснилось, что 91-летняя пенсионерка умерла. Точная дата при этом неизвестна — случилось это 14 или 15 января. По словам Белачеу-Белху, ее знакомая скончалась в 14-й больнице, а не в пансионате для престарелых людей.
Сам Валерий Браженко в беседе с Е1.RU рассказал, что ухаживал за Валентиной Борисовной уже давно, навещал по два-три раза в день, кормил, поил и убирался. В доме на Стахановской якобы его знают все соседи, поскольку он занимался проблемами, которые устраивала пенсионерка. Например, топила соседей снизу. По словам мужчины, он дальний родственник бабушки, и вопрос с квартирой был решен давно и вполне законно.
— 20 января были похороны, достойно проводили в последний путь. Она умерла в больнице, естественной смертью. Судьба квартиры была решена давным-давно. Не вчера и не позавчера, еще год с лишним тому назад. Бабушка сама лично ходила к нотариусу, все лично подписывала, — сказал Браженко. — Жилье досталось человеку, абсолютно не мне. Бабушка сама все переписала, после чего еще пожила нормально. Ее никто не обманывал. Бабуля была старенькая, но она прекрасно все понимала. Все было в рамках закона.
По мнению Валерия Браженко, Ольга вдруг появилась ниоткуда и начала раздувать эту тему: писать заявления и жалобы. Мужчина предположил, что, возможно, «ей жалко, что квартира не ей досталась или деньги». И вообще, считает женщину абсолютно посторонним человеком, но не отрицает, что Ольга и пенсионерка были знакомы. По его словам, Белачеу-Белху сама устроила бардак в квартире бабушки.
— Это его позиция. Мне не нужна квартира, я обеспеченный человек. И если она мне была нужна, я имела возможность также запутать человека и все сделать, — сказала Ольга Белачеу-Белху.
Женщина добавила, якобы Валентина Борисовна однажды в разговоре с ней упомянула сомнения, что квартира уже не принадлежит ей.
— Никакие знакомые умершей не могут оспорить законность передачи квартиры, — считает юрист Юлия Федотова. — Собственник вправе распоряжаться своей квартирой как угодно, хоть завещать ее первому встреченному бездомному. Это безусловное право. Если квартира каким-то образом нотариально была передана Ксении Браженко, то теперь всё — она законный собственник, владелец. Если квартира нотариально не передана и других родственников у нее нет, тогда можно доказывать родство и вступать в права на наследство. Но это долго и муторно, потому что двоюродный внук — это наследник седьмой или восьмой очереди. И это будет длительно и проблематично.
Если бы у нее были дети, другие близкие родственники, то, как считает Юлия Федотова, у них были бы шансы побороться за жилье.
— Например, заказать экспертизу, что бабушка уже была не в состоянии осознавать характер своих действий, что она подписала это все не находясь в здравом уме, что подпись какая-то не такая, и таким образом оспаривать эту сделку. Но сейчас нет тех, кто мог бы оспорить, — отметила екатеринбургский юрист Юлия Федотова.
По словам Ольги Белачеу-Белху, о существовании так называемого двоюродного внука, которым назвался Валерий Браженко, никто из знакомых пенсионерки не знал, о нем она никогда не рассказывала. Поэтому его внезапное появление вызвало подозрения. Поскольку в полиции Ольге несколько раз присылали отписки в ответ на ее заявления, другие структуры также никак не отреагировали, она бросила заниматься этой историей. Женщина боится, что в этой истории именно она может оказаться крайней.
Мы много раз рассказывали истории о проблемах с наследством. Например, про учительницу из Каменска-Уральского, которая спустя четыре года после покупки квартиры узнала, что на половину площади претендует инвалид. И прокуратура встала на сторону последнего.
Также почитайте про мигрантку из Киргизии, которую после смерти мужа обвинили в браке по расчету.