На Эльмаше погибла 16-летняя девушка народности езидов. Как сообщает «Комсомольская правда», она свела счеты с жизнью. Издание писало, что незадолго до случившегося девушка вместе с родителями ездила в Омск, там она должна была знакомиться с будущим мужем. Но мама девочки заявила, что дочка была готова к замужеству.
— Я до сих пор в шоке. Я думаю, это все сон. У нас большое горе. Такого не должно было быть! — рассказала журналистам КП мама погибшей девушки. — Она была согласна выйти замуж. Он ее старше примерно на шесть лет. Живет в Омске. По национальности он тоже езид.
Также, по данным издания, следователи завели дело по статье «Доведение до самоубийства», но в СК РФ по Свердловской области пока не подтверждают и не опровергают эту информацию. И коротко отвечают: «Выясняем обстоятельства, разбираемся».
Исполнительный директор Межнационального информационного центра Нурзида Бенсгиер говорит, что у езидов договорные браки — это нормальная практика.
— Новость потому попала в разряд резонансных, что нас, россиян, тревожит, что рядом с нами проживают сообщества совершенно с другими ориентирами, ценностями и традициями, — рассказала Е1.RU Нурзида Бенсгиер. — Нас беспокоит, что эти люди привносят в нашу жизнь издержки своей. Эта проблема сожительства, условно «своих» и «чужих», которая актуальна больше 20 лет и, наверно, будет [актуальна еще] не меньше. То, что допустимо для одних, для других кажется аморальным; то, что одни считают устаревшими традициями, для других является правилом жизни. Поэтому, конечно, молодым людям, особенно девушкам из закрытых традиционных сообществ, но выросшим в реалиях нашей с вами жизни, приходится очень непросто.
По словам Нурзиды Бенсгиер, договорные браки могут быть не только в семьях езидов. Так могут поступать и в узбекских, таджикских и киргизских семьях. А также в семьях россиян — чеченцев, дагестанцев, ингушей. Это норма для патриархальных сообществ, которые в условиях миграции еще больше склонны сохранять свои ценности и традиции.
— Не будучи в силах противостоять давлению родителей и сообщества, они соглашаются на договорные браки, зачастую знакомясь с будущим супругом только на свадьбе. Да, иногда семья складывается, молодые люди находят общий язык и взаимопонимание. Но иногда совсем наоборот. После разрыва отношений молодая женщина оказывается в более уязвимом положении, она становится виноватой в том, что семья распалась, и она уже не «высокорейтинговый товар» на рынке невест, — рассказала Нурзида. — Без поддержки семьи девушки оказываются в отчаянном положении, не каждой хватит смелости и сил противостоять сложившимся устоям, некоторые не выживают в буквальном смысле этого слова. Хотелось бы, чтобы наше общество было более поддерживающим. Жаль, что эта девушка не обратилась по телефонам психологической помощи или в кризисный центр, где ей могли бы помочь.