Пока на дворе зима, уральцы стремятся на горнолыжные склоны, чтобы весело отдохнуть: покататься на лыжах, сноуборде или тюбинге. Но среди них нет 25-летней Надежды Кравченко из Екатеринбурга. В январе 2018 года безобидные покатушки на тюбинге едва не стоили девушке жизни, надолго отбив у нее любовь к активному зимнему отдыху.
Надежда упала со склона и сломала позвоночник. С тех пор она периодически мучается от болей в спине, состоит на учете в больнице и прошла длинный путь по судебным инстанциям, чтобы получить компенсацию от горнолыжного комплекса, на территории которого с ней произошел несчастный случай.
История Надежды Кравченко во многом показательна. Отправляясь на очередной зимний курорт, нужно хорошенько закрепить в памяти правила безопасного поведения, а также оценить то место, в котором вы катаетесь — не опасно ли оно?
Лежала и не чувствовала ног
8 января 2018 года Надежда Кравченко в компании своих знакомых приехала на гору Лиственную, которая находится недалеко от Березовского. В пункте проката молодые люди взяли тюбинги: бублики, как их любят называть в народе, никаких навыков катания не требуют. Друзья отправились на склон. Все шло нормально, пока в районе семи часов вечера Надежда не угодила в снежное ДТП. Во время очередного спуска тюбинг, на котором сидела девушка, не остановился у подножия склона, а пронесся дальше, подпрыгнул на высоком снежном бруствере и перелетел через ограждение.
— Забор был недостаточно высокий, а сразу за ним находилась яма, — объяснила девушка.
Падать пришлось с высоты около двух метров. От удара Надежда сразу потеряла сознание.
— Когда очнулась, то ощутила боль в спине. Но самое страшное, что я не чувствовала ног и вообще не могла пошевелиться. Подбежали друзья, потом другие отдыхающие. Позвали на помощь. Так и лежала на снегу минут пятнадцать-двадцать, — рассказала девушка.
Персонал горнолыжного комплекса притащил носилки. На них пострадавшую отнесли в местный медицинский пункт, а оттуда неотложкой доставили в больницу Березовского, где медики поставили Надежде неутешительный диагноз — компрессионный перелом одного из позвонков. Надежде назначили лечение, а в ГЛК «Гора Лиственная» провели свое внутреннее расследование. Вину за произошедшее владельцы комплекса брать на себя отказались. Тогда, в январе 2018 года, они заявили, что Надежда каталась с горы «паровозиком», то есть еще с тремя людьми, что было запрещено правилами.
— Их предупреждали, что по технике безопасности нужно скатываться по одному. У нас даже везде висят предупреждающие таблички. А они поехали вчетвером. Правила строго-настрого запрещают это делать. Что касается возмещения ущерба, то к нам пока никто не обращался, — говорилось в заявлении замдиректора комплекса Алексея Чуба.
Долгое восстановление
Около двух недель Надежда лежала в больнице Березовского. Из-за травмы она не могла не только ходить, но даже сидеть. 22 января 2018 года пострадавшую отпустили домой в Екатеринбург. Но восстановление поврежденного позвоночника уже в ГКБ № 36 растянулось аж до мая. На работе (до ЧП Надежда трудилась кредитным специалистом) девушке выплачивали пособие по временной нетрудоспособности. Но самым досадным было то, что пришлось временно прекратить учебу в питерском вузе, где Кравченко получала образование менеджера по управлению малым бизнесом. В июне 2018 года она должна была лететь в Санкт-Петербург, чтобы защищать диплом, но из-за травмы пришлось брать академический отпуск.
Самое страшное, что я не чувствовала ног и вообще не могла пошевелиться.
По словам девушки, представители горнолыжного комплекса при слове компенсация «ушли в глухую оборону». Пришлось собирать справки и идти с ними в суд. Там Надежда Кравченко потребовала от ООО «Гора Лиственная» выплатить ей сумму среднего заработка, который она потеряла за месяцы вынужденного лечения, а также компенсировать расходы на лечение. Из-за сломанного позвоночника она покупала специальный корсет, а также лекарства. Все это обошлось ей в круглую сумму. Моральный вред Надежда и ее адвокат оценили в 500 тысяч рублей. В суде их требования поддержал прокурор.
Гражданский процесс по делу о крушении тюбинга стартовал только летом 2019 года в Верх-Исетском районном суде Екатеринбурга. Надежда обвинила сотрудников горнолыжного комплекса в том, что те не обеспечили безопасного спуска с горы, не контролировали, как катаются их посетители, и не поставили нормальный забор, чтобы уберечь людей от падений. Суд согласился с пострадавшей.
— ООО «Гора Лиственная» являлось организатором горнолыжного комплекса, — говорилось в судебном решении. — А Надежда Кравченко являлась потребителем услуги «прокат тюбинга». При этом ограждение было сделано так, что не обеспечивало безопасность.
Адвокаты горнолыжного комплекса в ответ ссылались на отсутствие нормативов, которые регламентируют подобного рода катания. Они также указывали, что никаких требований не существует и к установке ограждений на склонах, где катаются отдыхающие. Также подчеркивалось, что Надежда Кравченко, беря в прокате тюбинг, была ознакомлена с правилами безопасного поведения на склоне, но не соблюдала их. Все эти доводы суд в итоге отклонил. Формулировка была такой:
— Отсутствие стандартов не освобождает от обязанности соблюдать требования закона о защите прав потребителей в пункте, где говорится об обеспечении безопасности при использовании предоставленного оборудования (то есть тюбинга. — Прим. ред.).
19 июня 2019 года Надежду Кравченко признали пострадавшей. Судья распорядился взыскать с владельцев горнолыжного курорта 150 тысяч рублей в пользу девушки. В эту сумму вошли: потерянный заработок — 89 тысяч рублей, лечение — 10 тысяч рублей, а также моральный вред — 50 тысяч рублей (суд снизил изначальную сумму иска в десять раз).
Эпилог
Точка в истории со сломанным позвоночником была поставлена только осенью 2019 года. Представители горнолыжного комплекса подали апелляционную жалобу. Они просили суд отказать Надежде Кравченко в ее исковых требованиях. Но попытка оказалась безуспешной: все выплаты оставили в силе. Кроме того, владельцам тюбинга назначили еще один штраф — 25 тысяч рублей (в пользу Кравченко), за то, что не удовлетворили требования пострадавшей сразу, а ждали решения судов.
Отсутствие стандартов не освобождает от обязанности соблюдать требования закона «О защите прав потребителей».
В итоге девушка получила от горнолыжного комплекса почти 175 тысяч рублей, а также сломанную спину и хронические боли в позвоночнике.
Мы обратились за комментарием по поводу этой истории в горнолыжный комплекс «Гора Лиственная». Ответа пока нет.