В Черном море продолжаются поиски пропавшего уральского дайвера Дмитрия Осипова. По словам его сестры Екатерины, крымские спасатели ищут ее брата только вдоль береговой черты полуострова. Вертолеты в операции не участвуют, морские катера не задействованы. Многие полагают, что дайвера могло унести в территориальные воды других стран.
Нет у родственников особой надежды и на спасательные службы других государств — Екатерина сообщила, что украинские спасатели безуспешно проверили небольшой участок своих территориальных вод. Она направила письма представителям и других государств, омываемых водами Черного моря, но ответа до сих пор нет.
По словам девушки, сейчас в открытом море пропавшего дайвера ищут только волонтеры и коллеги-дайверы. Екатерина уверена, что брат еще жив. Это мнение разделяют и опытные уральские дайверы, знавшие Дмитрия. Мы разобрали эту ситуацию с коллегой Осипова — Александром Горовцом, инструктором по любительскому и техническому дайвингу.
— Дмитрий Осипов — один из опытнейших дайверов Урала, а может, и всей страны. Когда я в 2006 году пришел в дайвинг, он уже имел очень высокий уровень. Например, активно участвовал в исследовании Ординской пещеры в Пермском крае. Когда ее только открыли, он прокладывал ходы в холодной воде. Это работа для дайверов высшей квалификации, и к его навыкам никаких вопросов нет. Из-за какой-то своей безалаберности пропасть он не мог.
Из того, что я знаю: на Черном море Дмитрий с другими дайверами нырял на небольшой глубине, они собрали рапанов (род хищных морских моллюсков. — Прим.ред.). При всплытии двое запутались, пока им помогали — Диму унесло. Есть такое понятие — поверхностное течение. Его глазом не видно, вроде вода и вода. Но когда попадаешь в него, чувства — как в аквапарке примерно, тебя тащит куда-то с серьезной скоростью и ничего с этим не сделать. А на море волны, Диму с лодки могли просто не видеть. Крики на ветру и при дожде не слышно. То есть его просто отнесло от лодки, а потом найти не смогли — они же не знали, в каком направлении утащило. Примерно так я себе все представляю.
Утонуть после этого он не мог: наше снаряжение не позволит. Если человек всплыл, уже не утонет. Он надевает жилет-компенсатор и все, просто лежит на воде. В крайнем случае можно скинуть пояс с грузом, баллоны. Гидрокостюм сам по себе не даст утонуть, у него высокая плавучесть. Захлебнуться волной он тоже, скорее всего, не мог, тебя качает прямо на волне, а не захлестывает ею. И потом, обычно у дайвера с собой дыхательная трубка — у нее сверху отсекатель воды, снизу клапан, через который вода вытекает. С такой трубкой на тебя может лить водопад — и ты будешь дышать. Так что вероятность, что опытный дайвер с таким снаряжением сразу погиб, стремится к нулю. И даже если бы погиб, тело осталось бы на поверхности. То есть шансы на то, что он жив, есть.
Скорее всего, он был одет в так называемый сухой костюм — они же собирали рапанов несколько часов, а в Черном море вода не очень теплая, для работы в ней другой тип гидрокостюма не подходит. В таком костюме можно несколько суток оставаться живым, не умереть от переохлаждения. Хуже с жаждой, но если идет дождь, то воду можно собрать в маску или хоть в ласты. Это поможет не погибнуть. У каждого дайвера на экстренный случай должен быть при себе яркий спасательный буй. Утащило в море — надул буй, его издалека видно. Чтобы подать сигнал, при себе обычно имеют фонарь и сигнальный свисток. Лежи на волнах, если кого заметишь — дуй в свисток, ночью свети фонарем. Было ли у него это все? Я не знаю.
По идее, сейчас есть карты течений, мы не во времена Магеллана живем. По этой карте можно посмотреть, куда его могло отнести, хотя бы в каком направлении. Думаю, что, если бы его тащило в сторону берега, он бы уже выбрался сам. И потом, МЧС вроде бы сообщало, что береговую линию они проверили. Если же его утащило от берега… У дайверов есть правило: не плыви, пока не поймешь, куда надо плыть. Значит, его могло унести и в чужие территориальные воды. Если бы сразу подняли вертолет, подключили бы несколько катеров — думаю, его бы довольно быстро нашли.
Мы будем следить за развитием событий.
Фото: страницы Дмитрия Осипова и Александра Горовца в Facebook