После материала о погибшем в карьере Лазурном под Нижним Тагилом курганце, который приехал учиться подледному дайвингу, в редакцию 45.RU обратился дальний родственник погибшего Андрей Шурин. По его словам, в Свердловскую область для обучения Сергея Романова и еще одного мужчину привезли инструкторы курганского клуба дайвинга «Немо». После погружения тело Романова нашли подо льдом лишь на следующий день. Андрей рассказал, что хочет добиться объективного и тщательного расследования смерти дайвера — именно он забирал тело родственника и общался с инструкторами после происшествия.
— В четверг, 13 декабря, со слов инструкторов, они где-то ныряли и оставили своё оборудование в машине — оно замёрзло. В пятницу сразу спуститься в карьер они из-за этого не смогли, но потом каким-то образом его отогрели и стали опускать только ближе к пяти вечера. Зашли под лёд втроём — Александр (это инструктор), Алексей (один из начальников с работы Сергея, который его туда и позвал) и Сергей Романов. У Сергея, насколько я знаю, это было первое подлёдное погружение, — рассказывает собеседник.
Андрей говорит, что, по словам инструкторов, все трое пошли к точке под водой, но когда начали возвращаться к майне подо льдом, Сергей остался в самом конце и его стало поднимать выше, ко льду.
— Со слов инструкторов, это воздух попал под костюм и он стал подниматься наверх. Александр стал подниматься ко льду, к Сергею, чтобы ему помочь. Обменялись знаками: «Всё нормально?» — «Всё нормально». Инструктор решил опуститься с ним ниже, чтобы не повредить об лёд костюм, взял Сергея за плечевой ремень и потянул вниз, — рассказывает Андрей.
Но что произошло дальше, понять он не может. Рассказать о том, что было подо льдом, отказываются и представители клуба «Немо»: инструктор Александр Барышев на повторную просьбу прокомментировать инцидент ответил, что «с журналистами разговаривать пока не намерен». Насколько мы знаем из источников, общаться с прессой ему запретили следователи, которые проводят проверку.
— Со слов Александра, он не понимает, что произошло: то ли Сергей его дернул, то ли рукой неудачно задел, но от него пошёл воздух. Александр говорит: «Я оказался весь в пузырях, ничего не вижу». Если он весь в пузырях, значит, воздух пошел напрямую. К нему поднялся третий — Алексей, у которого был единственный двойной баллон, — он стал с Александром делиться воздухом. Пока они эту процедуру выполняли, Сергей пропал. Они говорят: «Мы не знаем, куда делся, он взял и уплыл». Они его какое-то время поискали, но закончился воздух и они вышли наружу. Это их слова, — пересказывает разговор с инструктором родственник погибшего.
Однако у него самого есть догадки, которыми он поделился со следователями.
— Даже если у Александра пошёл воздух напрямую, Сергей видел, что тот ему ничем помочь не может, он сделал единственное, что возможно в его ситуации, — попытался выйти к майне. Так как было уже темно, он тупо заблудился. Потерял, может быть, направление и заблудился. Я не знаю, что произошло под водой, я считаю, что было несоблюдение первичной техники безопасности: у них должны быть если не по два баллона, то по крайней мере — с независимой системой с двумя разными регуляторами у всех, а не у одного человека. Второе: неопытный человек, который спускается первый раз под лёд, должен быть как минимум застрахован верёвкой. Третье, самое простое: почему у него фонаря не было? Если бы эти пункты были выполнены, человек остался бы жив, — добавляет Андрей.
Как сообщили в следственном отделе по Пригородному району следственного управления СКР по Свердловской области, проверка в настоящее время продолжается, инструкторы опрошены, оборудование, по полученным сведениям, исправно, а смерть мужчины наступила от утопления. В ходе проверки выясняется правильность действий инструкторов.
Фото: предоставлено Андреем Шуриным