По улицам Екатеринбурга вечером 17 июля промчался неуправляемый трамвай без водителя. Он проехал по Гагарина, свернул на Ленина и там врезался в другой вагон. Официальных комментариев о том, что именно произошло, пока нет — в пресс-службе администрации и ТТУ выясняют это.
Но уже есть видео момента, когда что-то пошло не так. На записи четко видно, как трамвай едет с горы на остановке Блюхера, а женщина-водитель пытается остановить его голыми руками. Мы попросили бывшего водителя трамвая Ивана Соломина посмотреть это видео и объяснить с технической точки зрения, как трамвай мог «взбеситься» и что было сделано не так. Публикуем его слова:
На записи чётко видно сложенный токоприёмник (или ещё он называется пантограф) — это ромбик на крыше трамвая, который цепляется к проводам. Обычно его опускают, когда нужно починить какую-то неисправность. Мне сложно представить ситуацию, когда водитель потерял сознание и опустил пантограф. Неисправностей могло быть множество.
Но когда водитель выходит из кабины на склоне, то он должен соблюдать определённые правила. Во-первых, обязательно нужно установить противооткатное устройство — это такой тяжеленный башмак, который подкладывается под колесо, чтобы вагон не покатился. Этого сделано не было или башмак вынули раньше времени.
На кадрах с камеры видно, что на остановке после желтого вагона, который впоследствии поехал, стоит второй вагон — синий. Но суть этой остановки в том, что задний вагон должен ждать на горе, на остановке безопасности, пока первый не отъедет за перекрёсток Блюхера — Уральская. В нормальной ситуации пока бы желтый вагон не уехал, синий вагон не имел права спускаться с горы. Соответственно, с вероятностью в 99,9% желтый вагон был неисправный. Об этом говорит и то, что в вагоне нет людей. Скорее всего, его должны были взять на сцепку.
Я думаю, было так: вагон сломался, водитель опустила пантограф, надела жилет (она обязана это делать при выходе на проезжую часть) и вышла на улицу. Непонятно, почему водитель находилась по левую сторону вагона, это вообще категорически запрещено. Перед буксировкой желтый вагон нужно было растормозить, чтобы синий вагон мог его толкать. Когда вагон стоит на уклоне, работает так называемый стояночный тормоз. Оси между колёсами удерживаются колодками. Когда вагон растормаживают, остаётся рельсовый тормоз, которым можно управлять только из кабины специальной педалью.
Видимо, в какой-то момент кто-то поднял последний крючок, сдерживающий колодки. Вагон растормозился, но перед этим сцепка не была совершена. Тут две ошибки. Во-первых, до окончания сцепки вагон нельзя полностью растормаживать. А во-вторых, под колёсами не было противооткатного башмака, хотя вагон находился на одном из опаснейших уклонов города. Может быть, его уже вынули, но это делается в последнюю очередь, перед тем, как сесть в кабину. Но если бы он был, то вагон бы никуда не поехал.
Трамвай едет по Гагарина с опущенным токоприёмником, это видно на второй записи.
Во время столкновения двух трамваев пострадали четыре человека — кондуктор и пассажиры того вагона, в который врезался жёлтый неуправляемый вагон. Двое из них отказались от госпитализации, а двое в больнице. У одного пассажира травма позвоночника, он в реанимации.
Следователи тоже подключились к выяснению обстоятельств инцидента, сообщили в СКР по Свердловской области. Они проводят проверку.
Фото, видео: читатели E1.RU