Горящими по ночам машинами в Екатеринбурге уже никого не удивить: в сводках пожарных они проходят практически каждую ночь. Например, минувшей ночью в городе сгорело сразу три машины: Chevrolet на улице Ясной, Mercedes C 320 в переулке Встречном и "девяносто девятая" на улице Ползунова. Между тем уже два месяца специальная следственно-оперативная группа из лучших сыщиков свердловской полиции пытается выяснить причины поджогов.
Напомним, организовать такую группу полиции поручила прокуратура, когда частота ночных пожаров перешла все границы. Сегодня об итогах её работы в ведомстве говорят осторожно, ссылаясь на тайну следствия. Единственное, в чём в полиции уверены, так это в том, что пожары не дело рук какой-то одной банды, рассказали E1.RU в пресс-группе УМВД по Екатеринбургу.
Более того, из 77 возгораний, которые произошли с начала года, только по 21 возбуждены уголовные дела, то есть только их сочли поджогами. В большинстве случаев причины пожаров другие.
– Возгораний было много, но это не всегда поджоги: где-то замыкание проводки, где-то технические причины. В одном случае виноваты были мальчики, которые подожгли траву, и от неё загорелись машины, – рассказали в пресс-группе городской полиции.
В правоохранительных органах считают, что серьёзного роста автоподжогов нет – в прошлом году было 30 аналогичных уголовных дел.
– На сегодняшний день по многим фактам поджогов автомобилей изъяты и изучаются видеозаписи. Не везде, конечно, качество позволяет увидеть лица или какие-то отличительные приметы поджигателей. На причастность проверяются лица, ранее судимые и склонные к совершению подобного рода преступлений, – те, кто был судим за поджоги, так называемые пироманы. Все они проверяются, проводятся оперативно-разыскные мероприятия. Можно точно сказать, что это не одна банда, – сообщили E1.RU в пресс-группе УМВД Екатеринбурга.
О том, кто и как в полиции расследует поджоги, нам рассказал один из сотрудников ведомства – участковый, попросивший не называть его имя. Он подтвердил официальную информацию: лучшие люди работают в поте лица, но пока безуспешно.
– Главный вопрос: почему горят машины? Кто их поджигает?
– Машины горят не просто так. Говорили, что это делают парковщики, но им это не надо, потому что смысла нет, бизнес теряют. Они по-другому действуют: колёса проколоть, сахар в бензин подмешать. Скорее всего, это какие-то отдельные люди поджигают. У нас горела "шестёрка" во дворе, выяснили, что подожгли её малолетки. По камерам посмотрели, что двое забежали во двор, через пять минут выбежали, а через шесть минут – машина горит.
Бородин (начальник ГУ МВД России по Свердловской области Михаил Бородин. – Прим. ред.) подключил лучших. После серии поджогов всех присоединили к расследованию, и это у всех на контроле. Всё серьезно. Ты пойми, это дело непростое. Если там замешана группа, надо сначала установить всё. Психов-пироманов, что ли, ловить?
– А это не они?
– На пироманов не похоже, но кто поджигает, никто не знает. Честно – никто не знает ответ на этот вопрос. Два варианта – либо машина сама загорается из-за неисправности, либо обливают бензином в районе двигателя и поджигают. В основном, так. У нас начальники только ногами топают, но никто не знает, кому это надо.
– Что конкретно полиция делает, чтобы найти поджигателей?
– Участковые после происшествия проводят поквартирный обход – кто что видел, слышал, потом уже опера подключаются. Они опрашивают очевидцев, смотрят камеры видеонаблюдения. По сути, опера должны определять, какие сотовые телефоны были рядом с машиной в момент поджога. Это можно вычислить в радиусе от 2 до 5 метров. Делают они так или нет, мы не знаем.
– Какие-то специальные указания участковым спускают?
– Нам спускают только одно – поквартирный обход и установление свидетелей. Говорят – ходите, слушайте, узнавайте, кто может быть замешан. Профилактических указаний особых нет.
– Как можно уберечь машину от поджога?
– Ставить на охраняемую парковку, в гараж, на освещённой местности, под камеры видеонаблюдения.
Фото: служба спасения "Сова".
Видео: Vi RUS / youtube.com