В Екатеринбурге управляющая компания снесла детскую площадку. Без нее остались жители двора на Новгородцевой, 17. 9 декабря коммунальщики разобрали комплекс с горкой.
— У нас ЖКО решило на Новый год сделать подарок детям, убрали детскую площадку. Говорят, истек десятилетний срок эксплуатации, ставить новую предлагают за свой счет, — рассказала жительница дома Ольга.
По ее словам, кто-то из детей сломал одну из стенок, из-за этого другой ребенок получил травму.
— Говорят, что через дыру, которая осталась на месте сломанной стенки, упал ребенок и его мама написала заявление в полицию на ЖКО. Полиция сказала решить вопрос. Ну вот они и решили убрать горку. А перед этим ее отремонтировали — доской заколотили дырку.
Мы запросили информацию об этом инциденте в полиции Екатеринбурга.
В управляющей компании старшей дома сообщили, что площадка отслужила свое и стала опасной.
— Комплекс поставили в 2014 году по программе «1000 дворов». Срок эксплуатации детских комплексов — не более 10 лет. Так как он закончился, управляющая компания обязана демонтировать комплекс. При этом на нем уже пострадал ребенок, — рассказали в УК.
Также старшей дома подтвердили, что для установки новой площадки потребуется провести дополнительный сбор средств с жителей, голосование на этот счет проведут в феврале следующего года.
Может ли управляющая компания без разрешения жильцов снести площадку, которую считает аварийной? С этим вопросом мы обратились в администрацию Кировского района Екатеринбурга. Там сослались на разъяснение Департамента госжилнадзора Свердловской области.
В этом разъяснении сказано, что управляющая организация обязана ремонтировать детские и спортивные площадки с малыми архитектурными формами перед наступлением теплого сезона. А вот для сноса требуется спросить разрешение.
Если площадку нельзя починить, надо закрыть ее от детей и провести собрание жильцов, чтобы они разрешили снос общедомового имущества и определили, за чей счет. Если же площадку можно починить, управляющая компания должна привести ее в порядок, разъяснили в департаменте.
— Уменьшение общего имущества собственников помещений возможно исключительно при наличии решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, — сказано в разъяснении.
Полный текст разъяснения Департамента жилищного и строительного надзора Свердловской области
Технический регламент Евразийского экономического союза «О безопасности оборудования для детских игровых площадок», утвержденный решением Совета Евразийской экономической комиссии от 17.05.2017 (далее — Регламент), устанавливает обязательное наличие сертификата для оборудования детских площадок. При этом требования регламента не распространяются на оборудование и покрытие для детских игровых площадок, введенные в эксплуатацию до 18 июня 2020 года.
Собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит общее имущество: земельный участок дома с элементами озеленения и благоустройства, иные объекты. Таким образом, малые архитектурные формы детской площадки являются общим имуществом собственников помещений многоквартирных домов.
В соответствии с пунктом 10 постановления Правительства Российский Федерации от 13.08.2006 № 491 «Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность» общее имущество должно содержаться с соблюдением характеристик надежности и безопасности дома, жизни и здоровья граждан, сохранности имущества.
Согласно Правилам и нормам технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденным постановлением Госстроя России от 27 сентября 2003 № 170, лицо, осуществляющее управление многоквартирным домом, обязано проводить ремонт оборудования детских и спортивных площадок при проведении работ, выполняемых при подготовке жилых зданий к эксплуатации в весенне-летний период.
Учитывая изложенное, сертификация детского игрового оборудования обязательна для детских площадок, установленных после 16 июня 2020-го. Даже в отсутствие сертификата лицо, осуществляющее управление многоквартирным домом, отвечает за надлежащее содержание общего имущества, в том числе малых архитектурных форм детской площадки.
Таким образом, к малым архитектурным формам, установленным до вступления в законную силу регламента, не могут применяться требования в части обязательной сертификации оборудования детских площадок. В части демонтажа малых архитектурных форм детской площадки сообщаем, что детская игровая площадка и расположенные на ней малые архитектурные формы являются общим имуществом собственников помещений в многоквартирном доме.
Уменьшение общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме (в частности, демонтаж малых архитектурных форм) возможно исключительно при наличии решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме.
В связи с чем при выявлении факторов, влекущих за собой невозможность последующей эксплуатации детской игровой площадки, лицу, осуществляющему управление многоквартирным домом, надлежит принять меры по недопущению ее использования несовершеннолетними гражданами, а также вынесение на решение общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме вопроса о порядке дальнейшего использования малых архитектурных форм: демонтаж / замена и т. д. с определением порядка финансирования данных работ.
Если же факторы, влекущие за собой невозможность последующей эксплуатации детской игровой площадки, не выявлены, то лицу, осуществляющему управление многоквартирным домом, надлежит принимать меры по надлежащему содержанию малых архитектурных форм: текущий ремонт, покраска и т. д.
Оборудование территории многоквартирного дома детской площадкой является обязательным требованием к деятельности управляющей организации, также, как и ведение надзора за ее надлежащим содержанием. Таким образом, демонтаж малых архитектурных форм детской площадки возможен при положительном решении общего собрания собственников, а также принятия решения в части установки новых малых архитектурных форм.
Вместе с тем у федерального Министерства строительства другая позиция.
— Если оборудование по результатам осмотра признано не подлежащим дальнейшей эксплуатации, его рекомендуется демонтировать в кратчайшие сроки. До демонтажа оборудования его рекомендуется оградить и разместить на нем или возле него информацию о недопустимости его использования, — сказано в письме Минстроя.
Письмо Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 28 сентября 2023 г. № 26340-ОГ/06 О ремонте и демонтаже оборудования детской игровой и спортивной площадок, не подлежащего дальнейшей эксплуатации
В соответствии с Федеральным законом от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» утверждение правил благоустройства территории поселения, осуществление муниципального контроля в сфере благоустройства, предметом которого является соблюдение правил благоустройства территории поселения, организация благоустройства территории поселения в соответствии с указанными правилами относятся к полномочиям органов местного самоуправления.
В целях оказания методического содействия органам местного самоуправления при подготовке правил благоустройства территории муниципального образования в части установления требований к оборудованию общественных и дворовых территорий городских и сельских поселений, городских округов, внутригородских районов средствами спортивной и детской инфраструктуры совместным приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации и Министерства спорта Российской Федерации от 27 декабря 2019 г. № 897/пр/1128 утверждены Методические рекомендации по благоустройству общественных и дворовых территорий средствами спортивной и детской игровой инфраструктуры (далее — Методические рекомендации), которые содержат в том числе общие рекомендации по содержанию и эксплуатации площадок и оборудования.
В разделе 6 Методических рекомендаций содержатся общие рекомендации по содержанию и эксплуатации площадок и оборудования, согласно которым:
ремонт оборудования и (или) его элементов целесообразно производить, если это установлено производителем данного оборудования; в иных случаях такое оборудование рекомендуется заменять (пункт 6.7);
в случае, если оборудование по результатам осмотра признано не подлежащим дальнейшей эксплуатации, его рекомендуется демонтировать в кратчайшие сроки. До демонтажа данного оборудования его рекомендуется оградить и разместить на нем или возле него информацию о недопустимости его использования (пункт 6.8);
оборудование по истечении срока службы, заявленного в паспорте изделия, рекомендуется демонтировать (пункт 6.9).
В приложении к Методическим рекомендациям приведен перечень правовых актов, рекомендуемых к учету при подборе и размещении оборудования на объектах с использованием открытой плоскостной детской игровой и спортивной инфраструктуры, в том числе ГОСТ Р 52301-2013 «Национальный стандарт Российской Федерации. Оборудование и покрытия детских игровых площадок. Безопасность при эксплуатации. Общие требования» (далее — ГОСТ Р 52301-2013), устанавливающий общие требования безопасности при монтаже и эксплуатации оборудования всех типов.
Требования к контролю и техническому осмотру оборудования определены разделом 6 ГОСТ Р 52301-2013 и предусматривают осуществление регулярного визуального осмотра, функционального осмотра, ежегодного основного осмотра.
В соответствии с пунктом 6.4.2 ГОСТ Р 52301-2013 регулярный визуальный осмотр позволяет обнаружить очевидные неисправности и посторонние предметы, представляющие опасности, вызванные пользованием оборудованием, климатическими условиями, актами вандализма (например, разбитые бутылки, консервные банки, пластиковые пакеты, поврежденные элементы оборудования).
В соответствии с пунктом 6.4.3 ГОСТ Р 52301-2013 функциональный осмотр представляет собой детальный осмотр с целью проверки исправности и устойчивости оборудования, выявления износа элементов конструкции оборудования.
Согласно пункту 6.4.5. ГОСТ Р 52301-2013 ежегодный основной осмотр для целей оценки соответствия технического состояния оборудования требованиям безопасности проводят с периодичностью не более одного раза в 12 месяцев. Особое внимание уделяют скрытым, труднодоступным элементам оборудования.
В ходе ежегодного основного осмотра определяют:
наличие гниения деревянных элементов;
наличие коррозии металлических элементов;
влияние выполненных ремонтных работ на безопасность оборудования.
Согласно пунктам 6.6 и 7.7 ГОСТ Р 52301-2013 при обнаружении в процессе осмотра оборудования дефектов или неисправностей, влияющих на безопасность оборудования или снижающую безопасность оборудования, их немедленно устраняют. Если это невозможно, то принимают меры, обеспечивающие невозможность пользоваться оборудованием, либо оборудование демонтируют и удаляют с игровой площадки.
К регулярному обслуживанию в соответствии с пунктом 7.8 ГОСТ Р 52301-2013 относятся мероприятия по поддержанию безопасности и качества функционирования оборудования и покрытий детской игровой площадки, которые включают:
проверку и подтягивание узлов крепления;
обновление окраски оборудования;
обслуживание ударопоглощающих покрытий;
смазку подшипников;
нанесение на оборудование маркировок, обозначающих требуемый уровень ударопоглощающих покрытий из сыпучих материалов;
обеспечение чистоты оборудования и покрытий (удаление битого стекла, обломков и загрязнителей);
восстановление ударопоглощающих покрытий из сыпучих материалов и корректировка их уровня;
обслуживание пространства зон безопасности.
К ремонтным работам в соответствии с пунктом 7.9. ГОСТ Р 52301-2013 относятся:
замена крепежных деталей;
сварка;
замена частей оборудования (например, изношенных желобов горок);
замена структурных элементов оборудования.
В связи с вышеизложенным в действующих правовых актах отсутствуют критерии признания детской игровой и спортивной площадки аварийной, при этом содержится ряд положений, регламентирующих ремонт и демонтаж оборудования, не подлежащего дальнейшей эксплуатации.
Обращаем внимание, что согласно пункту 2 Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 1997 г. № 1009, письма федеральных органов исполнительной власти не являются нормативными правовыми актами.
Таким образом, письма Минстроя России и его структурных подразделений, в которых разъясняются вопросы применения нормативных правовых актов, не содержат правовых норм, являются позицией Минстроя России, не направлены на установление, изменение или отмену правовых норм, а содержащиеся в них разъяснения не могут рассматриваться в качестве общеобязательных государственных предписаний постоянного или временного характера.
В управляющей компании «Радомир-Инвест» подтвердили, что демонтировали площадку, так как она находилась в аварийном состоянии. Решение общего собрания собственников для этого не требуется.
— Управляющая компания отвечает за безопасность общего имущества. Эта площадка была небезопасной, поэтому ее демонтировали. Мы дали объявление, площадка была огорожена лентой и загорожена. Жителей предупредили об этом и дали им разъяснения, — сообщили в управляющей компании.
Мы рассказывали, как на Сортировке образовался большой провал на детской площадке. Управляющая компания отгородила это место. В августе школьница получила травму, когда под ней оборвались качели на детской площадке.
Также мы с юристом разбирали необычное дело Верховного суда: девочка упала на детской площадке, а ее отец почему-то решил отомстить подружке своей дочери. Как далеко зашел конфликт и чем всё закончилось, читайте по ссылке.