В старейшем из элитных поселков Екатеринбурга разгорается скандал. Жители знаменитого «Палникса» обвинили правление в плохой работе. Ежегодно на поддержание красоты и порядка в поселке его обитатели платят в общей сложности 30 миллионов рублей, но эти деньги расходуются либо неэффективно, либо не по назначению — так считают недовольные сельчане. Каждый из 417 домов платит за содержание территории и общего имущества по 6250 рублей в месяц.
«Палникс» — коттеджный поселок на Чусовском тракте, основанный 30 лет назад владельцем промышленной группы «Финпромко» Анатолием Павловым как место для жизни его семьи и руководителей компании. С тех пор поселок разросся до 417 домов, большая часть жителей уже не имеет отношения к бизнес-империи Павлова. Управляет хозяйством жилищный кооператив «Объединение домовладельцев „Палникс“».
Инициативная группа обвиняет ЖК в кумовстве и утаивании информации. Есть серьезные претензии к благоустройству поселка, тратам на обслуживание и развитие территории. Вместе с одним из недовольных жителей мы прогулялись по «Палниксу» и узнали, что именно не поделили односельчане.
От имени поселковой оппозиции говорить вызвался Алексей Швайгерт — известный в Екатеринбурге политолог. Он 11 лет назад купил землю в поселке и потом построил дом.
— Место выбрал не случайно. Здесь, на Чусовском тракте, прошло мое детство, это не чужая мне земля. Поэтому, когда появилась возможность, я приобрел участок, построил дом и переехал сюда с семьей. Но уже на самом раннем этапе столкнулся с проблемами. Мне обещали, что всё готово для подключения газа, а потом оказалось, что нет технических условий. Обещали линию электроэнергии на киловатт, но оказалось, что участок вообще не подключен. В итоге на решение всех вопросов с подключением потратил три года, — рассказал Швайгерт.
В поселок его семья переехала в 2022 году.
Кто управляет «Палниксом»
За качество жизни в элитном поселке отвечает жилищный кооператив «Объединение домовладельцев „Палникс“». Это малое предприятие, образованное в 2002 году. Председатель правления в нем — Иван Кулешов. А среди бывших учредителей и участников правления — сам Анатолий Павлов. Кооператив не имеет статуса ТСН или управляющей компании и не отчитывается перед ГЖИ, утверждает Алексей Швайгерт.
Но это только одна компания из нескольких, которые работают вокруг «Палникса». Павлов в 90-х и 2000-х годах был одним из крупнейших предпринимателей в Свердловской области, он основал ПКФ «Палникс» и группу компаний «Палникс Групп». В его фирмах работают член правления кооператива «Палникс» Александр Николаев и экс-директор по развитию ПКФ «Палникс» Вадим Шамшурин.
Только в 2023 году жители поселка смогли добиться включения в правление трех собственников, которые не имеют отношения к бизнесу. Но решающий голос заполучить не удалось.
Борьба за власть
Про тонкости политической жизни коттеджного поселка рассказал местный житель и юрист Дмитрий Шишов, супруга которого также участвовала в выборах правления.
Зимой 2023 года в поселке сформировалась инициативная группа, которая решила выдвинуть своих кандидатов в члены правления ЖК ОД «Палникс». В инициативную группу входят порядка тридцати собственников и их представителей. Около двухсот домовладельцев их поддерживают.
Очередное собрание членов было назначено на лето. От инициативной группы на выборы пошли шесть кандидатов, столько же и от старого правления. Голосование прошло в заочной форме, управляющая организация собирала бюллетени в течение месяца.
— Что они делают с бюллетенями, неизвестно. Но в конце срока голосования счетная комиссия считает голоса и подписывает протокол. По итогам этого собрания в правление прошло три кандидата от инициативной группы и два кандидата недобрали четыре и шесть голосов. При этом впервые за всё время таких голосований в поселке было очень много испорченных бюллетеней, — рассказал Дмитрий Шишов.
Таким образом, общее собрание решило расширить правление с пяти до семи человек. Четыре голоса в правлении означали контроль над ним. Но выбрать удалось только шестерых — по три представителя от каждой группы. Для голосования за последнего кандидата никто не смог набрать кворум. Члены старого правления настаивали, что на повторное голосование нужно выставить всех непрошедших кандидатов — восемь человек.
— Это размыло бы голоса и позволило бы старому правлению выбрать лояльного седьмого человека. Мы с этим не согласились, считая, что выбирать надо из двух кандидатов, занявших седьмое и восьмое места. Оба они представляли нашу группу. Произошел конфликт точек зрения, — рассказал Дмитрий Шишов.
Инициативную группу обвинили в парализации деятельности правления. Смета на 2024 год не была принята, а смету за 2023-й не утвердили. Спустя два месяца споров инициативная группа согласилась, что правление может работать и вшестером, пока не изберут седьмого члена.
— Мы посчитали неправильным блокировать жизнь поселка. Но старое правление не пошло навстречу и принимало в таком составе только мелкие решения, не меняя ничего глобально. Нашим представителям так и не дали доступ ни к какой документации. Пришлось обратиться в Верх-Исетский суд с двумя исковыми требованиями, — рассказал Дмитрий Шишов.
Инициативная группа потребовала признать полномочия старого состава до момента избрания всех семи участников нового состава правления. Второе требование было о проведении выборов седьмого участника из двух кандидатов, набравших наибольшее число голосов. Процесс длился девять месяцев, причем старая команда затягивала разбирательства.
В мае 2024 года суд удовлетворил все требования инициативной группы. Решение обжаловать не стали. В поселке прошли новые выборы, но ни один из двух кандидатов не набрал нужного количества голосов.
— Почему так случилось? Видимо, за два года люди устали. Кроме того, инициативную группу постоянно поливали грязью. Оппоненты наняли пиар-агентство для этого, что сыграло роль. Кроме того, есть обоснованное сомнение в правильности подсчета бюллетеней. Их не показывали никому под предлогом защиты персональных данных. Проконтролировать подсчет не было никакой возможности, — рассказал Дмитрий Шишов.
Алексей Швайгерт уверен, что против них задействовали политические технологии и черный пиар.
— Очень быстро, за две недели, правление провело новое голосование, в котором победил кандидат «против всех». Получилась коллизия. Формально судебное решение исполнено. Это игра по их правилам, и у жителей нет шанса победить в ней, — уверен Швайгерт.
На честные выборы оппозиция больше не рассчитывает. Жители собираются обратиться в прокуратуру для проверки расходов правления, так как менеджеры поселка не предоставляют детальные отчеты о своей работе. При этом, по словам Алексея, собственная ревизия правления выявила 19 миллионов рублей долгов, из которых смогли отчитаться только за 10 миллионов.
Какие претензии накопились у сельчан?
Идеальный асфальт за счет жителей
К поселку от Чусовского тракта ведет хорошая заасфальтированная дорога. Еще весной на ее месте были разбитые за много лет бетонные плиты, на которых владельцам дорогих автомобилей приходилось рисковать подвеской.
— Люди здесь регулярно пробивали колеса о торчащую арматуру. Эти плиты положили еще в 90-е на деньги первых жителей «Палникса». Предполагалось, что потом появится асфальт, но так ничего и не сделали. В итоге 80 собственников собрали 10 миллионов рублей, и просто частная компания всё это заасфальтировала. Хотя это должен был сделать еще застройщик. Но, когда пришли к Николаеву, им сказали: проект «Палникс» закрыт, — говорит Алексей Швайгерт.
Благоустройство как в СНТ
Уровень сервиса здесь не тот, которого можно ожидать от современного коттеджного поселка, сетует Алексей. В доказательство он показывает множество недоделок и ремонт из серии «очумелые ручки». Интернет-кабели и оптоволокно для камер видеонаблюдения закреплены небрежно.
На фонарных столбах в местном парке технические отверстия закрыты обрезками пластиковой трубы.
— Мы считаем, что из кооператива сделали синекуру, потому что председатель кооператива — родственник Анатолия Павлова, вокруг поселка образовался спрут из фирм под названием «Палникс». Есть и некоммерческое партнерство, и застройщик ПКФ «Палникс», и кооператив — и все ни при чем, перекидывают друг на друга ответственность, — заявил Алексей Швайгерт.
В качестве примера он привел общежитие, в котором пять дней в неделю живут рабочие из кооператива.
— По договору оно принадлежит родственнице Анатолия Павлова, и кооператив просто отчисляет им молча полмиллиона рублей в год. Силовой кабель возле гаража долгое время находился с открытыми концами. Их только недавно обмотали изолентой, — пожаловался Швайгерт.
Где спорткомплекс?
«Палникс» рекламировали как место рядом с конноспортивной базой, стрелковым тиром и физкультурно-игровым комплексом. В 2021 году Анатолий Павлов рассказывал порталу 66.RU, что в ближайшее время откроет спорткомплекс «размером с футбольное поле, с бассейном», который отдаст как подарок в управление внучке. Но до сих пор ничего подобного около «Палникса» не появилось.
Еще ряд претензий касается «внешней политики». Территория вокруг поселка так или иначе связана с семьей Анатолия Павлова. Участки, по словам Швайгерта, продают под многоэтажную застройку, а не под ИЖС. В итоге поселок будет окружен городской застройкой, как некогда случилось с «Европейским» в Академическом. Жилые массивы уже наступают со стороны Широкой Речки.
— По плану развития города, с двух сторон из четырех пройдут межрайонные магистрали из Академического на Чусовской тракт и отсюда на ЕКАД, появятся остановки транспорта, — описывает Швайгерт невеселые перспективы для коттеджного поселка.
Он утверждает, что шлагбаумы, которые хранят покой обитателей коттеджей, не узаконены на земле. Когда рядом появятся жилые кварталы, сквозной проезд и проход через поселок могут открыть. Местные пруды станут точкой притяжения не только для палниксцев, но и для их соседей.
Кажется, всё слишком мрачно?
У правления к Алексею Швайгерту тоже есть претензии. Во-первых, его супруга, как домовладелица, задолжала поселку. Алексей не отрицает этого.
— С весны 2023-го я перестал платить в качестве эксперимента: многие тогда ультимативно решили начать делать это и зашли в суды. Никто толком не знает, куда уходят 2,5 миллиона в месяц и более 30 в год. Мы посчитали, что более 90% денег уходит на содержание сотрудников кооператива, охрану и аренду общаги. На развитие — 0 рублей. И то это на словах, отчетов публичных не найти. Так вот, полтора года с меня кооператив не может взыскать долг. Хотя у них юрист на ставке был, потом заключили договор с юридической фирмой, — говорит Швайгерт.
Что говорят в правлении
Претензии от Алексея Швайгерта мы передали Елене Чадовой, управляющей кооперативом. Она заявила, что жители не уполномочивали его «публиковать такие материалы».
— На его доме есть долг, судебные документы были отданы на взыскание в прошлом году. Алексей Швайгерт отменил решение судебных приставов. Правление снова собрало документы и подало в суд. 29 августа Швайгерты не пришли в суд. Они должны поселку около 100 тысяч рублей, — отметила Елена Чадова.
По словам управляющей, руководство кооператива регулярно отчитывается о работе и выкладывает документы в общий доступ. Кроме того, с текущей суммой платежа средств хватает только на уборку территории.
— На дополнительное благоустройство — нет. Это несложно посчитать при желании. А говорить, как Швайгерт, что здесь золотые горы, — неправильно. Вы сами видите, что цены растут и коммуналка ежегодно повышается. А здесь такого не было уже много лет. Хотя мы платим и за электричество тоже, насосы в прудах работают круглосуточно. Раньше мы копили средства, например, на асфальтирование, сейчас не получается, — рассказала Елена Чадова.
Корреспондент E1.RU задал ей и другие вопросы о проблемах, возникновение которых часть местных жителей ставит в вину правлению.
Ответы Елены Чадовой на претензии оппозиции
Про аффилированность правления с основателями поселка
— Этого никак не может быть. Правление избирается на общем собрании. Проходит голосование. Члены правления — такие же жители поселка, как Алексей Викторович Швайгерт. Они работают не за деньги. По уставу эта работа не оплачивается. Жители, избранные в ревизионную комиссию, проводят проверку. Это люди, имеющие специальное образование, — бухгалтеры и аудиторы. Отчет ревизионной комиссии обязательно публикуется, желающие могут с ним ознакомиться.
Про долги кооператива
— Сумма долга варьируется. С каждым должником работаем индивидуально. Если человек, например, признан банкротом, они приходит и просит рассрочку, обязуется выплатить в течение определенного времени. Кто-то уехал за границу, долг растет. Один из таких собственников приходил, частично расплатился, потом снова уехал, с него взыскали. А кто-то умер — и полгода приходится ждать, пока наследники не вступят в права. Каждый случай индивидуальный.
Про расширение правления
— Решение об этом было принято на общем собрании кооператива. Потом была не очень красивая история. Образовалась инициативная группа, которая хотела сменить правление. Троих членов [этой группы] выбрали в правление, седьмого не избрали, не хватило голосов. Мы хотели провести новое собрание, жители подали в суд, мы решили провести выборы и проголосовать за одного из двух кандидатов, набравших наибольшее количество голосов на прошлом собрании. Провели его — оба кандидата не набрали нужное количество. Мы решение суда выполнили. А теперь нужно снова выбирать седьмого члена. Кооператив этому не препятствует. Наоборот, получается, что инициативы отдельных жителей затрудняют принятие решений.
Почему не могут утвердить смету на благоустройство
— Инициативная группа выкладывала информацию в своих чатах. Кто-то недопонял, проголосовали против. Майское повторное голосование не набрало кворума. Поэтому сейчас мы работаем по смете, которая была принята ранее, и на текущие расходы, конечно, приходится тратить деньги. Нельзя же оставить поселок совсем без управления, без уборки дорог.
Почему так неаккуратно проложены провода по поселку
— Там, где провода находятся на земле, они уложены безопасно. Или в гофре, или в металлических, или в пластиковых трубах. Эстетика — дело другое. Работаем над этим. Вопросы есть, и, если мы чего-то не увидели, а жители пожаловались, стараемся исправить это дело. Но Алексей Викторович не приходит к нам с проблемами, он создает свои чаты, где нас нет.
Про «25 инициатив» для улучшения жизни поселка
— Я ответила на это предложение. Но не знаю, что из этого можно взять на вооружение. Эти 25 инициатив — ни о чем. Популистские предложения. Например, создание приложения для оплаты коммунальных услуг. Дело в том, что мы занимаемся только содержанием мест общего пользования. Городские дома обслуживают управляющие компании, у них есть сантехники, электрики. Такие приложения удобны. Можно подать заявку через приложение — и мастер придет. А у нас каждым домовладением занимается собственник лично. Кооператив — это дороги и места общего пользования. Мы создали телеграм-канал, нам пишут туда, на почту и звонят на личные телефоны.
Про дорогу до поселка
— Ямочный ремонт мы проводили ежегодно. Запроса на обновление не было. Из-за того, что в прошлом году не была утверждена смета, большого ямочного ремонта не провели. Для укладки асфальтовых дорог на территории нужны целевые взносы, на которые не соглашаются жители. Мы выносили на собрание вопрос о целевых взносах в прошлом году, но нет, не проголосовали.
Посмотрите, как выглядят дома в «Палниксе».
Частным домам приходится непросто в Екатеринбурге. В городской черте многие из них сносят, чтобы построить кварталы высоток. Весной 2023 года в «Палниксе» выставили на продажу дом за 85 миллионов рублей. А один из самых дорогих домов в городе продают в СТ «Пенсионер» недалеко от «Палникса». С виду это старая хибара, но за нее просят 150 миллионов.